Рекомендации Подкомиссии по рыбному хозяйству и аквакультуре по вопросу вступления России в ВТО

Подкомиссия по рыбному хозяйству и аквакультуре Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу (далее — Подкомиссия) рассмотрела в ходе расширенного заседания вопросы адаптации рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации к правилам Всемирной торговой организации. В расширенном заседании приняли участие представители Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства экономического развития, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по санитарному и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по рыболовству, Российского союза промышленников и предпринимателей.

Члены Подкомиссии отмечают, что российский рыбохозяйственный комплекс в значительной степени интегрирован в мировой рынок: доля импортной рыбопродукции на отечественном рынке составляет (с учётом ввозимого продовольственного сырья для производства продукции) свыше 25%, доля экспорта в производимой российскими рыбаками продукции из водных биологических ресурсов превышает 40%. Вовлечённость отечественных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в систему мировых хозяйственных связей объясняется как мировыми тенденциями развития рыболовства и рыбопереработки, так и существующей ёмкостью национального рыбного рынка и особенностями территориального размещения предприятий рыбодобычи и рыбопереработки.

Рыбопродукция является одним из самых привлекательных товаров международной торговли: 40% мирового вылова водных биоресурсов реализуется на мировом рынке. Мировая рыбопереработка становится более интенсивной и географически компактной, привязанной к глобальным цепочкам снабжения и — только при этих условиях — рентабельной. Скорость и масштаб этого явления зависят от вида рыбы, разновидности продукта, стоимости труда и транспортировки. 80% рыболовных компаний в мире ориентируются преимущественно на сырьевой рынок и занимаются только выловом — они же обеспечивают половину добавленной стоимости мирового рыболовства. Примерно 17–18% компаний ориентируются на рынок массовой продукции, используют стандартные технологии рыбопереработки — они обеспечивают 40% добавленной стоимости. 1,5–2% компаний работают на рынок высокотехнологичной продукции (например, для фармакологии) и обеспечивают 10% добавленной стоимости мирового рыбного рынка.

Российский рынок рыбопродукции является динамично развивающимся сегментом потребительского рынка, однако его нынешнее состояние характеризуется несколькими системными рисками. По оценке Роспотребнадзора, рыбопродукция является самой неблагополучной в группе пищевой продукции — примерно 15% рыбопродукции на российском рынке либо не соответствует санитарным нормам, либо снабжена недостоверной маркировкой.

Только незначительная часть продукции российских рыбоперерабатывающих предприятий соответствует мировым стандартам качества. Большинство отечественных производителей до сих пор не имеют систем производственного контроля и систем анализа рисков HASSP. Существуют значительные «пробелы» в системе нормативного регулирования стандартов качества и безопасности продукции из водных биологических ресурсов. Одновременное сочетание наднационального (в рамках Таможенного союза) и национального режимов регулирования качества и безопасности продукции из водных биологических ресурсов, а также межведомственная конкуренция за полномочия главного регулятора качества и безопасности создают нестабильность правовых норм в соответствующей сфере.

Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) Комиссии Таможенного союза не содержат единого норматива содержания глазури в продукции из водных биологических ресурсов. В результате через «окно уязвимости» на территорию Российской Федерации поступает рыбопродукция с превышением российского норматива содержания глазури. Необоснованная конкуренция наносит ущерб российским производителям рыбопродукции. Порядок применения ветеринарно-санитарных мер при оформлении ветеринарно-сопроводительных документов на водные биоресурсы и производимую из них продукцию в морских пунктах пропуска, утверждённый Комиссией Таможенного союза, размыт и неконкретен, и по этой причине создаёт правовые основания для коррупции при оформлении уловов водных биологических ресурсов, добываемых в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и производимую из них продукцию.

Участники заседания обсудили проблемные вопросы, связанные с принятыми Россией при вступлении в ВТО обязательствами. В частности, были рассмотрены возможность внесения изменений в налоговое регулирование рыбохозяйственного комплекса (отмена льготной ставки сбора за пользование водными биоресурсами и налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог», а также отмена экспортных пошлин на продукцию из водных биологических ресурсов) и возможность применения льготной ставки по кредитам, финансируемой за счёт средств федерального и региональных бюджетов, в целях приобретения оборудования или оказания услуг иностранных поставщиков для развития рыбоперерабатывающих предприятий и обновления рыбопромыслового флота.

Подкомиссия пришла к заключению, что проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, отменяющих ветеринарный сертификат для поставляемой на внутренний рынок продукции из водных биологических ресурсов, не вступают в прямое противоречие с обязательствами России при вступлении в ВТО и правилам ВТО, однако требуют более детальной проработки и повлекут необходимость согласования процедур оформления ветеринарно-сопроводительной документации для внешнего и внутреннего рынков. Кроме того, потребуется согласование вновь водимых процедур с государствами — членами Евразийского экономического пространства. В случае введения в Российской Федерации документа, подтверждающего безопасность продукции из водных биологических ресурсов отличного от ветеринарного сертификата, могут возникнуть требования со стороны иностранных государств о применении эквивалентных мер и разрешении ввоза в Россию продукции из водных биологических ресурсов на основании национальных сертификатов вылова (сертификатов производства) без ветеринарного контроля.

Подкомиссия поддерживает Соглашение о присоединении России к ВТО и считает участие России в ВТО необходимым инструментом развития рыбохозяйственного комплекса страны и наиболее выгодного вовлечения рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий в международные хозяйственные связи, а также важным способом развития национального рыбного рынка и обеспечение высоких стандартов качества и безопасности. Подкомиссия считает непременным условием достижения указанных целей разработку и применение защитных мер для отечественных предприятий и отечественного потребительского рынка от недобросовестной конкуренции, от некачественной и небезопасной продукции и рекомендует:

1.Евразийской экономической комиссии:
— внести изменения в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утверждённые Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе», в части установления нормативного ограничения содержания глазури в продукции из водных биологических ресурсов;
— внести изменений в п.6.12 «Особенности оформления подконтрольных товаров в морских пунктах пропуска» Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2011 года № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе», в части установления различных процедур оформления ветеринарно-сопроводительных документов для продукции из водных биологических ресурсов, добытых в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и территориальном море Российской Федерации, и для импортной продукции из водных биологических ресурсов, предусмотрев обязательную ветеринарную сертификацию импортной продукции аквакультурного происхождения;
— внести дополнения в проект Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции из водных биологических ресурсов», в части установления требований к маркировке продукции из водных биологических ресурсов.

2. Правительству Российской Федерации:
— учесть предложения общественных объединений рыбохозяйственного комплекса о дотации расходов на приобретение судового топлива для рыбопромыслового флота при ратификации Соглашения о присоединении России к ВТО;
— внести на рассмотрение Подкомиссии по таможенно-тарифной политике Правительственной комиссии по экономической интеграции вопрос об обнулении экспортных таможенных пошлин на продукцию из водных биологических ресурсов и обнулении импортных пошлин на ввозимое в Российскую Федерацию оборудование для модернизации рыбопромыслового флота и рыбопереработки;
— внести изменения в установленный распоряжением Правительства Российской Федерации порядок субсидирования процентной ставки кредитов, направленных на модернизацию рыбопромыслового флота и приобретение перерабатывающего оборудования для уловов водных биологических ресурсов, устанавливающих возможность использования импортного оборудования для достижения указанных целей;
— внести в проект федерального закона «Об аккредитации» изменения, устанавливающие процедуру международного признания деятельности по аккредитации Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) с дальнейшим признанием странами — членами ВТО результатов деятельности органов и испытательных лабораторий по оценке соответствия.

3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
— разработать с участием общественных объединений рыбохозяйственного комплекса Административный регламент «Оказание государственной услуги по оформлению ветеринарно-санитарной документации на продукцию из водных биологических ресурсов».

4. Министерству экономического развития Российской Федерации:
— внести в раздел 1 Концепции участия России в ВТО (задача 1.1.2.) предложение о начале процедуры разбирательства в отношении применения КНР протекционистских мер при доступе продукции из водных биологических ресурсов (рыбная мука), применяемых в форме дополнительных импортных процедур регистрации товаропроизводителей;
— провести анализ фактов резкого роста импорта продукции, производимой из лососёвых рыб и сельди зарубежными предприятиями, который наносит ущерб рыболовным предприятиям России;
— проработать вопрос о применении специальных защитных мер в отношении российских производителей, конкурентоспособность продукции которых на отечественном рынке снижается вследствие существующей экспортной поддержки иностранных производителей;
— нормативно установить порядок регистрации импортных контрактов на ввозимую продукцию из водных биологических ресурсов;
— внести в переговорную позицию Российской Федерации при подготовке Соглашения между ЕС и Россией мер эквивалентного характера при регулировании импорта продукции из водных биологических ресурсов;
— согласовать перечень целевых программ стимулирования рыбохозяйственной отрасли (в целях государственного стимулирования в области внедрения на российских предприятиях систем менеджмента (HASSP, ISO 22000, ISO 14000) и содействия международному признанию российских систем оценки соответствия;
— провести анализ возможности предоставления доступа к государственным закупкам исключительно компаний, являющихся членами аттестованных отраслевых объединений.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
— создать общедоступный информационный ресурс по техническому регулированию стран — заказчиков экспортной продукции.

6. Федеральной таможенной службе:
— исключить из применяемых при организации таможенного контроля профилей рисков экспортной продукции из водных биологических ресурсов (включая рыбу мороженную, филе, рыбную муку, икру и молоки);
— разработать механизм применения рекомендуемых экспортных и импортных цен на продукцию из водных биологических ресурсов, составляемых ассоциациями производителей продукции из водных биологических ресурсов.

7. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
— разработать и утвердить дифференцированные нормативы содержания глазури для продукции из водных биологических ресурсов применительно к разным видам продукции.

8. Федеральному агентству по рыболовству:
— прекратить увеличение объёмов водных биологических ресурсов, предоставляемых иностранным рыболовным компаниям в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Подкомиссия считает необходимым выразить несогласие с заявлениями, содержащими неподтверждённые фактическими данными оценки нелегального вылова водных биологических ресурсов и нелегального экспорта водных биологических ресурсов. Подобные непроверенные заявления наносят репутационный ущерб российским рыболовным предприятиям, осуществляющим сертификацию промыслов по международным экологическим стандартам, и подрывают эффективную внешнеэкономическую деятельность на мировом рынке.

Подкомиссия считает необходимым разработку совместных действий по адаптации к правилам ВТО со стороны бизнес-объединений стран — участников Евразийского экономического пространства и считает необходимым проведение в 2012 году Конференции рыбопромышленных объединений Евразийского экономического пространства.

Направлены: В. А. Зубкову, Э. С. Набиулинной, В. Б. Христенко, А. Ю. Бельянинову, А. А. Крайнему

Другие публикации

Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам

Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам

Дальневосточные рыбаки ежегодно добывают до 70 процентов общероссийского улова (он колеблется в районе пяти миллионов тонн). Около двух миллионов тонн традиционно отправляют на экспорт, остальное расходится по стране. Оставшегося количества должно хватить на всех. Рыба действительно есть, но цены на нее кусаются. На это жалуются даже те дальневосточники, которые живут у моря. "РГ" разбиралась, стоит ли ждать снижения стоимости водных биоресурсов в условиях, когда многие российские товары попали под санкции.

подробнее
Поставки минтая на внутренний рынок России за 4 месяца выросли почти на 34%

Поставки минтая на внутренний рынок России за 4 месяца выросли почти на 34%

Как уточнил президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, в том числе было отгружено 130 тыс. тонн мороженого минтая и 28 тыс. тонн филе

подробнее
АДМ: В 2022 году поставки минтая на внутренний рынок выросли

АДМ: В 2022 году поставки минтая на внутренний рынок выросли

По оценкам Ассоциации добытчиков минтая, за 4 месяца 2022 года объем поставок отечественной минтаевой продукции на российский рынок превысил 167 тыс. тонн. Рост поставок сопровождался снижением цен, что также открывает новые перспективы для импортозамещения на внутреннем рынке.

подробнее
АДМ подвела итоги Охотоморской минтаевой путины 2022

АДМ подвела итоги Охотоморской минтаевой путины 2022

По итогам сезона «А» вылов минтая в Охотском море составил 788,7 тыс. тонн, увеличившись на 1,5% к результату прошлого года. Тренд на рост производства продукции глубокой переработки усилился – в этом году в море произведено на 50% больше филе, на 92% - фарша и почти в 18 раз больше сурими, чем за аналогичный период 2021 года.

подробнее
АДМ поздравляет КамчатНИРО с юбилеем

АДМ поздравляет КамчатНИРО с юбилеем

Камчатский филиал «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии» отмечает 90-летний юбилей. Ассоциация добытчиков минтая от лица Дальневосточного рыбацкого сообщества поздравляет коллектив КамчатНИРО с этой значимой датой.

подробнее
Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке

Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке

Снижение курса рубля, ограничение поставок, а также удорожание рефрижераторной логистики скажутся на объемах российского импорта рыбопродукции в 2022 году. Выпадение с рынка отдельных позиций может открыть перспективы для отечественной продукции, в частности, минтаевой.

подробнее