Дополнение, а не альтернатива: почему СМП не заменит железную дорогу

– Поводом для поиска альтернативных путей отправки рыбы с Дальнего Востока называют резкий рост цен. Какую долю логистика занимает в ценообразовании, и возможно ли, что рыба по СМП будет дешевле, чем ее отправка по железной дороге?

– Нужно сказать, что доля стоимости перевозки в конечной цене зависит от вида рыбной продукции. Если мы говорим о том, что средняя стоимость перевозки в текущем году с Дальнего Востока в центральные регионы по железной дороге была в пределах 25-30 руб. за кг, то для мороженого минтая доля логистики составляет порядка 30%. Если мы говорим о более значимой, более дорогой рыбе или рыбопродукции, то эта доля будет меньше. Что касается непосредственно СМП, то пока объемы перевозок рыбной продукции по этому маршруту небольшие, оценочно в 2023 году по СМП было перевезено порядка 9,5 тыс. т. Несколько лет подряд перевозится в том числе мороженый минтай и филе минтая. Например, этот маршрут задействует один из крупнейших добытчиков минтая на Камчатке компания «Океанрыбфлот». Также есть ряд предприятий, которые перевозят рыбную продукцию по СМП на своих транспортно-рефрижераторных судах.

Конечно, СМП расширяет возможности предприятий для доставки рыбы в центральные регионы нашей страны, например, для тех же камчатских рыбаков, которые вынуждены на транспортных судах сначала доставлять свою продукцию в порт Владивостока для перегрузки на склад или подвижной железнодорожный состав. Севморпуть – отличная альтернатива, и важное его преимущество – это сохранение качества продукции ввиду отсутствия дополнительных погрузочных-разгрузочных процедур, а значит, это – соблюдение температурного режима. Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества такого маршрута, существует ряд ограничений, которые влияют на его востребованность. Прежде всего, это ограниченный сезон доставки, отсутствие регулярных рейсов, трудности с обратной загрузкой транспортного флота и рефрижераторного подвижного состава, необходимость дополнительной логистики из северных портов до конечных покупателей в европейской части нашей страны. Все это влияет на итоговую стоимость перевозки. Потенциальный спрос на перевозку рыбы и рыбной продукции по СМП зависит от множества факторов и одним из ключевых является стоимость транспортировки в сравнении с железнодорожным маршрутом. Еще один фактор – это загруженность холодильной инфраструктуры в портах Дальнего Востока, а также, конечно, спрос на дальневосточную рыбу на внутреннем рынке.

– Насколько отличается стоимость отправки по СМП от железнодорожных тарифов? Эксперты говорят, что летом она примерно одинакова, а вот когда сезон заканчивается и нужно сопровождение судами ледокольного класса, это уже совсем другие расходы.

– Безусловно, по СМП значительно дороже, и эта добавка связана с теми факторами, которые я назвал. Один из ключевых факторов, который влияет на стоимость, – необходимость ледокольного сопровождения в большую часть года. Сейчас я затрудняюсь сказать, какова разница, потому что и тот, и другой тариф по году колеблется.

– Вы сказали про морозильные контейнеры, но буквально в начале года рыбопромышленники на форуме во Владивостоке говорили, что в принципе рефрижераторов хватает. Проблема не столько в их количестве, сколько во всесезонной загрузке – непонятно, чем их загружать в обратном направлении.

– Да, безусловно, так и есть. Вопрос обратной загрузки присутствует, история, связанная с возвратом порожнего рефрижераторного состава, конечно, тоже влияет на скорость и стоимость, потому что сегодня в тариф перевозки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы закладываются и траты на возврат пустого подвижного состава.

– А чем можно было бы их загрузить, если порассуждать?

– Наверное, это – продукты питания, которые требуют соблюдения специального температурного режима. Если мы говорим о том, что есть ограничения на торговлю с Евросоюзом, то можно говорить и о том, что это продукция из дружественных стран, стран Средней Азии, тех, с кем в настоящее время Россия развивает торговое сотрудничество.

– Реально ли перенаправить потоки с железной дороги на СМП, как планируется, начиная уже с 2026 года?

– Перенаправить весь объем, который сегодня идет по железной дороге, будет сложно, но сформировать какой-то стабильный объем грузооборота рыбной продукции по СМП можно. Это могло бы стать дополнительным каналом, который мог бы выручать в периоды пиковой нагрузки, например, в сентябре, когда большой объем рыбной продукции с Дальнего Востока поставляется в центральную часть, это, прежде всего, лососевая продукция. Увеличить объем можно, ну а что для этого нужно? Наверное, нужно, чтобы стоимость перевозки по СМП была, если не конкурентоспособна, то хотя бы сопоставима со стоимостью перевозки по железной дороге. И в этой связи одной из действенных мер поддержки могло бы стать субсидирование стоимости этой перевозки. Такая мера есть в отношении рыбной продукции, прежде всего, из минтая: государство субсидирует порядка 7 руб. стоимости перевозки минтаевой продукции с Дальнего Востока в центральные регионы по железной дороге. Если бы аналогичная мера господдержки работала и при перевозке по СМП, это было бы дополнительным стимулом.

– Вот как раз Минвостокразвития сейчас собирает предложения от участников рынка, в том числе по мерам поддержки. Ассоциация добытчиков минтая уже внесла свои предложения?

– Да, мы соответствующие предложения направили.

– Помимо субсидирования еще какие-то меры поддержки нужны?

– Вы знаете, субсидирование – одна из ключевых мер, потому что, в конечном счете, в вопросе загруженности этого маршрута ключевое преткновение – это именно стоимость перевозки. И, наверное, нужно все-таки посмотреть на вопрос ледокольной проводки, потому что, если мы рассматриваем рыбу как социально значимый груз, то стоимость ледокольной проводки тоже необходимо учитывать.

– То есть, пока говорить о том, что СМП будет дешевле, чем железная дорога, не приходится?

– Пока не приходится. Во всяком случае, мы бы пока так вопрос не ставили.

– Давайте определим круг задач, которые нужно решить для того, чтобы СМП действительно стал альтернативой железной дороге, а не каким-то добавочным путем. Чего, на ваш взгляд, больше всего не хватает? Можно прямо по пунктам.

– Первое – это, безусловно, стоимость перевозки. Второе – это регулярность маршрутов. Отправитель и получатель груза должны исходить из того, что есть четкое расписание движения судов. Третье – необходимо смотреть, на каком транспорте мы это перевозим. Если это транспортно-рефрижераторные суда, то они должны быть специального класса, такими, которые могут работать в сложных условиях навигации. Если мы говорим про другие суда, которые перевозят продукцию в рефрижераторных контейнерах, то это тоже соответствующие суда. Поэтому условие – это обеспечение маршрута соответствующим подвижным составом. Четвертый важный момент – инфраструктура северных портов – Мурманска, Архангельска, и логистика из этих портов до конечного потребителя в центральных регионах, потому что это транспортное плечо тоже будет добавлять дополнительные расходы и создавать дополнительную стоимость.

– Последний вопрос: год заканчивается, с какими итогами Ассоциации добытчиков минтая завершает 2024?

– На текущий момент вылов минтая в дальневосточном бассейне составляет порядка 1,8 млн т, это примерно на уровне прошлого года. Я думаю, что по итогам года мы подойдем к отметке в 2 млн, но, наверное, все-таки ее не преодолеем, будет чуть ниже. Тем не менее, в целом можно сказать, что, с точки зрения вылова, год хороший, успешный. Безусловно, тревожит ситуация, связанная с тем, что в отрасли происходит в целом: это ухудшение финансово-экономического состояния предприятий. Мы видим, что есть определенные сложности на экспортных рынках, потому что оказывают влияние санкции и другие факторы. Также на экономические результаты оказывают влияние растущие издержки предприятий, растущие затраты. При этом необходимо сказать, что в настоящее время в отрасли реализуется значительное количество инвестиционных проектов по строительству судов, береговых рыбоперерабатывающих заводов и логистических комплексов. Большая часть этих проектов реализуется на кредитные деньги, и здесь влияние оказывает ставка ЦБ, которая, как вы знаете, повысилась. В целом ситуация сложная, но российские рыбаки привыкли к сложным ситуациям, к сложным задачам, поэтому отрасль развивается, несмотря на все эти трудности.

Видео интервью

Другие публикации

Глава АДМ представил на ДВНПС итоги Охотоморской минтаевой экспедиции-2025

Глава АДМ представил на ДВНПС итоги Охотоморской минтаевой экспедиции-2025

Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак в ходе заседания Дальневосточного научно-промыслового совета 25 апреля представил результаты сезона «А» Охотоморской минтаевой путины-2025. Рекордсменом по добыче минтая стал новый супер-траулер РРПК БМРТ «Владимир Лиманов», но по суммарному вылову его опередил МРКТ «Петр l» компании «Тралфлот», самым эффективным судном на промысле минтая при этом стал РТМКС «Павел Кутахов» ГК «Гидрострой».

подробнее
Минтай оказался самым популярным ЗОЖ-ингредиентом на всероссийском конкурсе полезного питания

Минтай оказался самым популярным ЗОЖ-ингредиентом на всероссийском конкурсе полезного питания

15 из 37 рецептов, вошедших в шорт-лист Всероссийского творческого конкурса здорового питания, оказались на основе минтая. Церемония награждения победителей конкурса прошла на полях Саммита профилактических инноваций национального конгресса «Человек и лекарство».

подробнее
Российские рыбаки завершили основной сезон промысла минтая с прибавкой: добыто свыше 1 млн тонн

Российские рыбаки завершили основной сезон промысла минтая с прибавкой: добыто свыше 1 млн тонн

В России завершился самый масштабный промысловый сезон – Охотоморская минтаевая путина (проходит с 1 января по 10 апреля). Вылов минтая в Охотском море составил около 850 тыс. тонн, а суммарный, по всем районам Дальневосточного бассейна, – свыше 1 млн тонн.

подробнее
Производство продукции глубокой переработки из минтая выросло на 17% в 2025 году

Производство продукции глубокой переработки из минтая выросло на 17% в 2025 году

С начала года общий выпуск продукции глубокой переработки из минтая — филе, фарша и сурими (сырье для крабовых палочек) — вырос на 17% по сравнению аналогичным периодом 2024 года и достиг 7,6 тыс. тонн, показал анализ Ассоциации добытчиков минтая (АДМ).

подробнее
РБК: В России зафиксирован 20-летний рекорд потребления минтая

РБК: В России зафиксирован 20-летний рекорд потребления минтая

В 2024 году добытчики минтая увеличили поставки на внутренний рынок. Потребление достигло рекордного за 20 лет уровня 4 кг на человека. Рыбаки призывают менять «советский имидж» минтая — спрос на него растет

подробнее
Рыба стала темой всероссийского конкурса здорового питания в 2025 году

Рыба стала темой всероссийского конкурса здорового питания в 2025 году

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) и Российское общество профилактики неинфекционных заболеваний (РОПНИЗ) продолжают реализацию меморандума о сотрудничестве. В соответствии с планом совместных активностей по популяризации рыбопродукции как неотъемлемой части ЗОЖ в этом году темой ежегодного Всероссийского конкурса рецептов здорового питания объявлен «Рыбный день».

подробнее