Заключение об оценке регулирующего воздействия

Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения качества и безопасности продукции из водных биологических ресурсов» (далее — проект акта) и сообщает следующее.

В настоящее время ветеринарные сопроводительные документы оформляют и выдают органы и учреждения, входящие в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, рыбы и рыбной продукции, кормов и кормовых добавок (далее — грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации. Указанные документы выдаются, в том числе при перемещении поднадзорных грузов между субъектами Российской Федерации.
По информации одного из участников публичных консультаций по проекту акта за 1-й квартал 2011 г. его издержки на ветеринарное сопровождение составили 1,311 млн. руб. на 19 522 тонн добытой рыбы.

В грубом приближении только для рыбодобывающих компаний затраты на ветеринарное оформление 4,2 млн. тонн рыбы, добытой в 2011 году, составили
282,51 млн. руб. Учитывая, что последующая продажа и перепродажа рыбы происходит более мелкими партиями, на каждую из которых также необходимо оформить ветеринарный сопроводительный документ на основании ветеринарно-санитарной экспертизы, стоимость обязательных платных ветеринарных услуг в цепочке движения рыбы от добычи до конечного потребителя, закладываемая в конечную цену продукта, увеличивается в несколько раз.
По данным участников публичных консультаций рыбоперерабатывающее предприятие с объемом производства 3 тыс. тонн готовой продукции в месяц оплачивает примерно 2 млн. рублей ежемесячно за оформление ветеринарных сопроводительных документов с учетом перемещения этой продукции по территории Российской Федерации. В целом расходы на оформление ветеринарно-санитарной сопроводительной документации для одной крупной компании за год могут доходить до нескольких десятков миллионов рублей, а для средней — до 10–12 миллионов.

Численность сотрудников территориальных органов Россельхознадзора в 2011 г. составляла 13 425 чел., объем ежегодно выдаваемых ветеринарных документов ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, по данным участников публичных консультаций, составляет 1,5–2 млн. штук. По экспертным оценкам сложившаяся ситуация привела к тому, что ветеринарные сопроводительные документы выдаются без проведения каких-либо исследований.

Сложившаяся практика вызывает серьезные нарекания, влечет существенные затраты.
Проект акта разработан Росрыболовством с целью оптимизации функций в сфере обеспечения качества и безопасности рыбной продукции и сырья в соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере рыболовства, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 января 2011 г. № 56-р, предусматривающим, в частности отмену выдачи ветеринарно-сопроводительных документов на уловы водных биологических ресурсов и сырье из них, добытые (выловленные) во внутренних водах, в том числе внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, а также в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации, перемещаемые по территории Российской Федерации, при условии наличия при транспортировке указанных уловов водных биологических ресурсов и сырья из них в целях подтверждения их ветеринарной безопасности копии разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, содержащего сведения, подтверждающие безопасность водных биологических ресурсов и районов добычи (вылова).

Проектом акта вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979–1 «О ветеринарии» (далее — Закон «О ветеринарии»), а также в Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее — Закон № 166-ФЗ).

Проектом акта Закон «О ветеринарии» дополняется статьей 71 «Особенности осуществления задач в области ветеринарии в отношении уловов биологических ресурсов и продовольственного сырья из них», предусматривающей подтверждение безопасности не только уловов водных биоресурсов, но и продовольственного сырья из них копией разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, выдаваемой в соответствии с Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», сопровождающей их при перемещении по территории Российской Федерации.

В сложившейся ситуации Минэкономразвития России считает необходимым принятие мер, направленных на сокращение административных барьеров, финансовых издержек. Представленный проект акта концептуально был поддержан органами исполнительной власти Российской Федерации.
Вместе с тем, представленная редакция проекта акта содержит ряд неопределенных положений, нуждающихся в доработке и не позволяющих установить, каким образом на практике могут быть реализованы заявленные цели регулирования.

1. Участники публичных консультаций обращали внимание на неясность механизма осуществления ветеринарного надзора в связи с проектируемыми изменениями.

Остается неясным, каким образом происходит оценка безопасности водных биологических ресурсов: какой орган, в соответствии в каким механизмом и какими средствами проводит указанную работу.

В настоящее время на Росрыболовство возложены функции по осуществлению государственного мониторинга водных биологических ресурсов, предусмотренного статьей 42 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», порядок осуществления которого утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 994 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных».

По информации разработчика проекта акта во исполнение указанного постановления Федеральным агентством по рыболовству 13 ноября 2009 г. утвержден приказ № 1020 «Об утверждении инструкции о передаче данных государственного мониторинга водных биологических ресурсов подведомственными Федеральному агентству по рыболовству научно-исследовательскими организациями и федеральными государственными учреждениями — бассейновыми управлениями по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства в Федеральное агентство по рыболовству и его территориальные органы». Согласно данному приказу подведомственные Росрыболовству научно-исследовательские институты в рамках осуществляемого мониторинга наряду с иными существенными показателями в целях определения безопасности водных биологических ресурсов и районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов проводят их регулярные исследования также по химическим, радиологическим и паразитологическим показателям, которые во многом аналогичны показателям безопасности, установленным действующими санитарными нормами и правилами, так как именно они определяют предъявляемые к продукции требования безопасности для здоровья населения.

При этом остается неясным, на какой предмет проводятся исследования в рамках мониторинга, проводятся ли исследования биоресурсов, в частности рыбы. Не ясна также периодичность исследований, проводимых подведомственными Росрыболовству научно-исследовательскими институтами.
Согласно данным участников публичных консультаций указанный мониторинг предусматривает проведение эпизодических исследований по значительно более узкому кругу показателей, чем показатели безопасности, установленные санитарными нормами и правилами при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы.

2. Исходя из представленной редакции проекта акта, остается неясной система и порядок выдачи заверенных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства копий разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Обращаем внимание, что в настоящее время Росрыболовство не располагает широкой сетью территориальных органов, которые могли бы оперативно выдавать заверенные копии разрешений.
Кроме того, участники публичных консультаций обращали внимание, что разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, так же как и его копия, не является документом строгой отчетности, не оформляется на бланке, обладающим реквизитами и не защищено от подделок. Остается не ясным, каким образом разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов будет подтверждать принадлежность партии рыбной продукции определенному улову из определенного водоема.

Таким образом, полагаем целесообразным в целях контроля за безопасностью рыбной продукции определить систему и порядок выдачи заверенных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства копий разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также сформировать и довести до сведения участников рынка механизм исследований рыбы и рыбной продукции.
3. Исходя из представленной редакции проекта акта, остается неясным, каким образом будет происходить взаимодействие Росрыболовства и Россельхознадзора, а также Роспотребнадзора.

Субъекты предпринимательской деятельности, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выражают опасение, что с принятием проекта акта произойдет дублирование административных функций в связи с тем, что одинаковую по смысловому и целевому назначению функцию в отношении одного и того же подконтрольного объекта (продовольственного сырья одного и того же российского происхождения из одного и того же района промысла) будут выполнять одновременно Россельхознадзор и Росрыболовство.

Новая функция Росрыболовства, полагают в бизнес-сообществе, не уменьшит объем прав ни у должностных лиц Россельхознадзора, ни у Роспотребнадзора по отбору проб и образцов товаров, предназначенных для реализации, и реализуемых потребителям для проведения исследований, испытаний как механизм обеспечения права граждан на здоровье, а также не аннулирует обязанность хозяйствующих субъектов по сдаче образцов улова для лабораторного исследования в целях проверки пищевой безопасности этого вида продовольственного сырья (Роспотребнадзор наделен такими правами Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (пункт 2 части 2 и пункт 3 части 4 статьи 40 закона), а Россельхознадзор — Федеральным Законом «О безопасности и качестве пищевых продуктов» и актами международного права).

Таким образом, в отношении проекта акта не может быть сделан вывод об отсутствии положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В целях выявления возможных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, которые могут возникнуть в связи с принятием проекта акта, Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Проект акта направлялся в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, другие субъекты предпринимательской и иной деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также размещен на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет.

Другие публикации

Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам

Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам

Дальневосточные рыбаки ежегодно добывают до 70 процентов общероссийского улова (он колеблется в районе пяти миллионов тонн). Около двух миллионов тонн традиционно отправляют на экспорт, остальное расходится по стране. Оставшегося количества должно хватить на всех. Рыба действительно есть, но цены на нее кусаются. На это жалуются даже те дальневосточники, которые живут у моря. "РГ" разбиралась, стоит ли ждать снижения стоимости водных биоресурсов в условиях, когда многие российские товары попали под санкции.

подробнее
Поставки минтая на внутренний рынок России за 4 месяца выросли почти на 34%

Поставки минтая на внутренний рынок России за 4 месяца выросли почти на 34%

Как уточнил президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, в том числе было отгружено 130 тыс. тонн мороженого минтая и 28 тыс. тонн филе

подробнее
АДМ: В 2022 году поставки минтая на внутренний рынок выросли

АДМ: В 2022 году поставки минтая на внутренний рынок выросли

По оценкам Ассоциации добытчиков минтая, за 4 месяца 2022 года объем поставок отечественной минтаевой продукции на российский рынок превысил 167 тыс. тонн. Рост поставок сопровождался снижением цен, что также открывает новые перспективы для импортозамещения на внутреннем рынке.

подробнее
АДМ подвела итоги Охотоморской минтаевой путины 2022

АДМ подвела итоги Охотоморской минтаевой путины 2022

По итогам сезона «А» вылов минтая в Охотском море составил 788,7 тыс. тонн, увеличившись на 1,5% к результату прошлого года. Тренд на рост производства продукции глубокой переработки усилился – в этом году в море произведено на 50% больше филе, на 92% - фарша и почти в 18 раз больше сурими, чем за аналогичный период 2021 года.

подробнее
АДМ поздравляет КамчатНИРО с юбилеем

АДМ поздравляет КамчатНИРО с юбилеем

Камчатский филиал «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии» отмечает 90-летний юбилей. Ассоциация добытчиков минтая от лица Дальневосточного рыбацкого сообщества поздравляет коллектив КамчатНИРО с этой значимой датой.

подробнее
Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке

Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке

Снижение курса рубля, ограничение поставок, а также удорожание рефрижераторной логистики скажутся на объемах российского импорта рыбопродукции в 2022 году. Выпадение с рынка отдельных позиций может открыть перспективы для отечественной продукции, в частности, минтаевой.

подробнее