На прошлой неделе Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) получила сертификат о MSC-сертификации тралового промысла минтая в Охотском море. Это результат долгой работы, которая началась 22 января 2007 года и в которой принимали участие многие люди. Сегодня я хочу назвать некоторых участников этого беспрецедентного по сложности и воздействию на российское рыболовство проекта. Без этих людей у нас ничего бы не получилось.
Повторюсь, всё началось 22 января 2007 года, когда члены Совета АДМ впервые начали разговор о целесообразности MSC-сертификации российского промысла минтая. Этот разговор состоялся спустя два года получения американцами сертификата MSC. Многим рыболовным компаниям сразу стало гораздо труднее работать на рынке и люди задумались о будущем. Задумались, наверное, все, но чётко и ясно о необходимости сертификации заявили двое – Пётр Степанович Савчук и Григорий Борисович Абовский. Поэтому если кого-то и называть идеологами проекта, то именно их. Был и ещё один участник тогдашнего разговора – руководитель Sustainable Fisheries Partnership (SFP) Джим Кэннон. Мы, русские жили и живём по принципу «Пророков нет в Отечестве своём», и слова авторитетного эксперта, одного из «гуру» международного экологического сообщества о необходимости эко-сертификации показались особенно весомыми.
После решения совета началась предварительная сертификация российского промысла – своеобразный «краш-тест». Способ выявления «болевых точек» на промысле и принципиальной возможности успешной сертификации. Этой ответственной работой занялась компания Tavel Certification, а руководителем нашего проекта стал Стив Девитт. Вот уже шестой год он является нашим «поводырём» или, как модно сейчас говорить, «шерпой» в сложном и запутанном мире международной экологической сертификации. Впоследствии компания Tavel Sertification была поглощена транснациональной инжиниринговой компанией Intertek Moody Marine (IMM), которая является крупнейшим в мире экологическим аудитором. В IMM нашим проектом занимался Пол Кнапман, который уверенно и твёрдо двигал проект к успешному завершению.
При подготовке сертификационного отчёта мы близко познакомились с экспертами, которых IMM привлекла к подготовке сертификационного отчёта – Робертом О’Бойлом, Эндрю Пэйном и Дэвидом Джаппом. Все они – хорошо известные в мире специалисты, но также очень добросовестные люди с крепкими нервами. Несмотря на некрасивую – а порой и просто грязную – кампанию в СМИ против сертификации российского промысла, эксперты были тверды в своих выводах. Но должен отметить, что нас они вывернули буквально наизнанку. Они перепроверяли каждую букву, каждую цифру в наших материалах. Во время пребывания во Владивостоке они внимательно изучили материалы наших рыбохозяйственных институтов. Скажу прямо, не всегда они соглашались с выводами российских учёных, но всегда в основе их возражений были критерии научной объективности, а не коммерческая ангажированность.
О науке должен сказать особо. Низкий поклон всем сотрудникам «ТИНРО – центра», которые участвовали в подготовке материалов для сертификационной заявки, а потом – в подготовке материалов для судебного разбирательства в MSC. Бесспорно, громадная заслуга в этом принадлежит Льву Николаевичу Бочарову, который сразу понял важность проекта для отрасли и оказывал всемерную поддержку. Мы буквально как без рук были без Игоря Владимировича Мельникова, Анатолия Викторовича Смирнова, Михаила Антоновича Степаненко и ещё многих сотрудников ФГУП «ТИНРО-центр».
Выступая в феврале этого года на сессии НТО «ТИНРО», я обратил внимание на то, что в защите – подчёркиваю это слово, потому что все выводы Итогового сертификационного отчёта пришлось защищать – участвовали и специалисты ФГУП «КамчатНИРО» и ФГУП «СахНИРО» (в первую голову, конечно, Александр Иванович Варкентин и Александр Вячеславович Буслов).
Весьма значимый раздел в нашем отчёте составила информация о системе управления российского рыболовства. Так получилось, что Ассоциация добытчиков минтая оказалась адвокатом всего российского рыболовства, потому что от нас требовали доказательств прочной и действенности системы контроля в целом. Неважно, что система контроля касается не только минтая, но и других видов водных биоресурсов – от нас ждали веских доказательств. Мы бы не справились с задачей, если бы не помощь Федерального агентства по рыболовству и Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России.
Руководитель Росрыболовства Андрей Анатольевич Крайний дал чёткое и ясное указание управлениям агентства: оказать всемерную помощь в сертификации российского промысла. Мы чрезвычайно признательны Василию Игоревичу Соколову и Вячеславу Борисовичу Бычкову за их внимание к проекту и значительную помощь. Летом 2011 года Василий Игоревич Соколов очень долго работал с международными экспертами, отвечая на десятки сложных вопросов. Большую поддержку мы получили от Максима Владимировича Санько, его служба обеспечила экспертов подробными данными о системе мониторинга и перспективах её развития в России. Скажу больше, эксперты называли эту систему примером для многих промыслов. Сотрудники Приморского теруправления Росрыболовства – и в первую очередь Александр Егорович Иванков – подготовили подробные разъяснения о российской системе государственного контроля в сфере рыболовства, которые помогли экспертам в работе.
Без сомнения, встречи экспертов с представителями Пограничной службы ФСБ России помогли рассеять многие сомнения и «отряхнуть» многочисленные сплетни о российском промысле. Я обязан сказать добрые слова и в адрес руководства Департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ России, и в адрес командования (в период с 2010 по 2012 годы) Северо-Восточного управления береговой охраны Пограничной службы ФСБ России и Управления Пограничной службы ФСБ России по Приморскому краю. Выверенные и безукоризненно точные сведения о состоянии дел на промысле минтая и организации государственного контроля в ходе минтаевых путин, которыми обеспечили отчёт пограничники, были «бронебойным» аргументом против антироссийских заявлений зарубежных оппонентов.
Не скрою: процесс сертификации – это вам не лобио кушать. Это трудно. И, наверное, самое трудное – понять оппонентов, попытаться найти такое решение, которое направлено на сохранность водных биоресурсов, на развитие в России ответственного рыболовства. Именно так складывались наши отношения с WWF. Эта известная во всё мире организация имеет собственную точку зрения на российское рыболовство, последовательно и принципиально её отстаивает. Сразу скажу, что WWF изначально поддержал идею сертификации российского промысла. Но эксперты WWF настаивали на том, что сертификат MSC – это не какая-то «залипуха», не индульгенция, которую российские рыбаки получат, ничего не меняя в своей работе. По мнению специалистов WWF, эко-сертификация российского промысла – это способ «осовременить» российское рыболовство.
Наша дискуссия с WWF порой была острой, в феврале 2013 года WWF направил апелляцию в MSC, обозначив свою позицию по некоторым выводам Итогового сертификационного отчёта. Но мы не превратили обсуждение этого вопроса в «перетягивание каната», а сумели найти компромисс. Считаю, что главная заслуга в этом принадлежит людям из WWF: Альфреду Шумму, Татьяне Герлинг, Константину Згуровскому и Виктории Элиас.
Конечно, в каждом проекте всегда есть человек, которого называют «душой проекта». Был такой человек и у нас. Это Питер Хаджипиерес из компании Iglo Foods Group. Он появился в тот момент, когда проект переживал кризис. Мы заблудились и Питер помог нам найти дорогу. Хочу подчеркнуть, что Питер Хаджипиерес помог нам обрести поддержку. Он – с присущими ему энергией и обаянием – доказывал, что сертификация российского промысла – в интересах всего мирового рыболовства. Он помог развеять густой информационный туман, который существовал вокруг российской рыбной отрасли в Европе и США.
Конечно, главная заслуга Питера в том, что он организовал и превратил в действенную силу Альянс за устойчивый промысел российского минтая (Russian Pollock Sustainability Alliance companies). В это сообщество вошли руководители крупнейших мировых рыбоперерабатывающих компаний: Дайсуке Фукуши и Ясунори Сасаки из Delmar, Генри Демон и Билл ДиМенто из Highiliner Foods, Боб Хэннон и Франко Фраоне из Iglo Foods Group, Детлер Кнаф из Pickenpack, Джадсон Райс и Лайза Вебб из Gorton’s, Линдерт Холландер и Майк Митчелл из Young’s Seafood, Микаэль Сингуус и Лисбет Дю Шёнеманн-Пауль из Royal Greenland, Йорген Маргграф и Йорн Скабелл из FrOsta. Благодаря участию в Альянсе они получали реальную информацию о состоянии российского минтаевого промысла. Я признателен им за моральную поддержку в самые тяжёлые дни нашего проекта.
Обещаю всем участникам проекта MSC-сертификации российского промысла минтая: мы найдём возможность указать каждого участника проекта. Приношу извинения тем, кого не смог назвать в этом тексте, поверьте – я испытываю чувство глубокой признательности и искреннего уважения ко всем Вам.
И последнее. После Полтавской битвы Пётр I поднял кубок за шведов, которые стали жестокими учителями для русской армии. Вот и я бы хотел поблагодарить ассоциацию американских минтайщиков At-Sea Processors Association, APA за суровую школу, которую они нам преподали. Будем откровенны, без этой школы мы бы по-прежнему мыслили старыми категориями и могли прозевать своё будущее.
Надеюсь, что теперь APA всё-таки примет наше приглашение – а мы обращаемся с ним с 2011 года – и примет участие в очередном Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке.
Г.С. Зверев, президент некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая»