Уважаемые участники конференции!
Рыба превратилась в один из самых привлекательных товаров международной торговли. Экспорт рыбы обогнал по объёму выручки экспорт кофе, каучука и бананов вместе взятых. Генератором спроса являются Европа и США. Европейский импорт за тридцать лет вырос с 3 млн. до 11 млн. тонн, а в деньгах увеличился в 15 раз. США закупают за рубежом рыбопродукции на 15 млрд. долларов. Но США и Европа превратили свою зависимость от импортных поставок в способ управления этими поставками. Как они это сделали? С помощью технического регулирования.
Техническое регулирование и санитарные стандарты резко ограничили рыночную власть добытчиков и переработчиков рыбы. Крупнейшие покупатели рыбопродукции выстроили «коридоры доступа» на собственные национальные рынки. Они «переналадили» всю индустрию рыбопереработки, сделав её зависимой от себя.
Это происходит за рубежом, а что у нас? Мы являемся очевидцами уникальной «юридической интерференции». Рождается система регулирования рыбным рынком внутри Таможенного союза, и одновременно – новую реальность создаёт вступление России в ВТО. Наднациональные нормы права вторгаются в нишу национального законодательства, создавая немыслимые ранее комбинации регуляторов рынка. Острые формы носит дискуссия о способах регулирования рыбного рынка. Спорят все: государства – члены Таможенного союза, ведомства, претендующие на роль единоличного регулятора рынка, бизнес-объединения, защищающие свои коммерческие интересы. В этом общем споре важно не потерять главную мысль: каким образом обеспечить здоровое развитие Евразийского рыбного рынка? Вопрос не риторический.
По оценке Роспотребнадзора, рыбопродукция является самой неблагополучной в группе пищевой продукции. По оценке специалистов этого ведомства, уже на этапе производства гигиеническим требованиям не соответствует 5% рыбопродукции. Примерно 6 – 7% импортной продукции поступает с превышением российского норматива по содержанию глазури. Нарушения температурных режимов транспортировки, хранения и реализации обнаруживают в 10% проверенной продукции. Широко распространена неверная маркировка, неправильное указание веса, отсутствие сведений о глазури. По оценочным данным, примерно 15% рыбопродукции на российском рынке либо низкого качества, либо недостоверно маркирована. Почти полмиллиона тонн стоимостью примерно 2 млрд. долларов. Настоящий «заповедник прибыли», в котором окопались браконьеры рынка. Причём по своему разрушительному воздействию на репутацию рыбопродукции такие браконьеры куда опаснее тех, что орудуют в море. Техническое регулирование позволит выдавить браконьеров рынка, если станут понятны ответы на три главных вопроса.
Законодательство Таможенного союза в сфере технического регулирования и санитарного контроля пока противоречиво и «беззубо». Единые санитарные и гигиенические требования Комиссии Таможенного союза (решение №299) не включают единый норматив по содержанию глазури. Через «окно уязвимости» на территорию Российской Федерации поступает рыбопродукция с превышением российского норматива содержания глазури. Порядок применения ветеринарно-санитарных мер при оформлении водных биоресурсов в морских пунктах пропуска (решение №317) размыт и неконкретен, и по этой причине создаёт правовые основания для массовых злоупотреблений. Будет законодательство Таможенного союза меняться или нет? Таков первый вопрос.
Законодательство Таможенного союза, обязательства России при вступлении в ВТО и национальные нормы права – это уже густой «юридический коктейль», а к этому добавилось межведомственное противоборство. В соответствии с правилами ВТО неотъемлемыми элементами системы санитарного контроля являются специальный юридический документ (санитарный сертификат) и специальная процедура исследования процессов производства и продукции (анализ рисков). Насколько возможна самобытная суверенная система прослеживаемости и подтверждения качества рыбопродукции, основанная на иных нежели международные принципах? Это второй вопрос.
Не очень большая часть российской рыбопереработки сейчас соответствует мировым стандартам качества. Большинство отечественных производителей до сих пор не имеют соответствующих систем производственного контроля и систем анализа рисков. У них в распоряжении всего три года (или целых три года – это уж как посмотреть). С 15 февраля 2015 года системы производственного контроля ХАССП должны быть на всех предприятиях пищевой промышленности стран Таможенного союза. К сожалению, национальные отраслевые бизнес-объединения пока наблюдают за происходящим со стороны, не предпринимают даже попыток выбраться из «национальных квартир» и предложить систему регулирования для Таможенного союза в целом. А рыбный рынок Таможенного союза немаленький – уже перевалил за 25 млрд. долларов, а через пять лет перемахнёт за 50 млрд. долларов. Пока что национальные отраслевые бизнес-объединения предлагают либо косметическую правку законодательных норм, либо умозрительные общие схемы. Причём и то, и другое зачастую сильно привязано к «административному дизайну» каждого государства в отдельности. Готовы рыбопереработчики Таможенного союза стать самостоятельным игроком и формировать систему регулирования или отдадут судьбу своего бизнеса в руки чиновников? Вот третий вопрос.
Ответы на предложенные вопросы (подчеркну, правильные ответы) и создают основу здорового развития рыбного рынка Евразийского экономического пространства. Если спустя три – четыре года доля сомнительной продукции в общем рынке по-прежнему будет составлять 10 – 15% и оцениваться уже на в два, а в четыре – пять миллиардов долларов – значит ответы были неправильными.
Спасибо за внимание.