В АДМ изучена Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности России, подготовленная Министерством сельского хозяйства.
В Стратегии указано, что в России рыбопереработкой занято 680 малых, средних и крупных предприятий. Это неверная цифра, потому что промышленной переработкой рыбы на судах занято свыше 1 200 предприятий, наделённых долями квоты (добычи) вылова водных биологических ресурсов. Кроме того, производством пищевой продукции из водных биологических ресурсов заняты береговые предприятия, численность которых превышает 1 500 — 1 600 единиц. Следовательно, общее количество хозяйствующих субъектов, занятых рыбопереработкой приближается к 3 000 предприятий.
Стратегия неконкретна, приблизительна и ошибочна в определении приоритетов развития рыбной индустрии. Согласно документу основным направлением развития отрасли является ускоренное и преимущественное развитие консервного производства. В частности, указано, что консервным производством будут занято 60% новых производственных мощностей, вводимых к 2020 году на Дальнем Востоке, 50% новых производственных мощностей на Северо-Западе и 13% новых производственных мощностей на Юге. Согласно Стратегии капиталовложения предприятий в развитие консервного производства составят свыше 15 млрд. рублей в период до 2020 года. Предложенный в Стратегии «консервный тренд» развития российской рыбопереработки не согласуется ни с потребительскими предпочтениями российских покупателей, ни с мировыми тенденциями развития рыбопереработки.
Структура мирового потребления рыбопродукция такова: живая и свежая рыба — 49%, замороженная рыба — 26%, копчёная и вяленая рыба — 15%, консервы — 10%. В России несколько иная структура потребления: мороженная рыба — 56%, живая и охлаждённая рыба — 15%, копчёная и вяленая рыба — 13%, консервы — 6%. Таким образом, консервы являются нишевым продуктом, рыночная доля которого незначительна и не имеет потенциала роста. Доходность консервного производства очень низка, поэтому инвестиции в этот вид производства непривлекательны. Большим рыночным потенциалом обладают инвестиции в производство рыбного филе, производство которого в России в 2011 году выросло на 11%.
Предлагаемые в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности целевые индикаторы инвестиционной активности в отрасли показывают непонимание её авторами тенденций развития российской рыбопереработки и отсутствие внятных и проработанных инструментов развития российской рыбопереработки.