Рыбаки стремятся в Индонезию

Возникшие из-за пандемии проблемы с поставками рыбной продукции в Китай и Южную Корею заставляют российских рыбопромышленников искать новые рынки сбыта. Ассоциация добытчиков минтая просит Россельхознадзор ускорить открытие для экспорта Индонезии: служба не может согласовать все необходимые документы с 2017 года. Всего для российской рыбной продукции до сих пор закрыто 5% мирового рынка, из-за чего производители ежегодно недополучают около 6 млрд руб.

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) предлагает ускорить работу по открытию Индонезии для экспорта российской рыбной продукции.

Письма, копия которых есть у «Ъ», АДМ направила в Россельхознадзор, Росрыболовство и Минпромторг.

Сейчас, пишут авторы писем, основной объем российской продукции идет в Китай и Южную Корею. По данным Росстата, за первое полугодие 2020 года объем экспорта вырос на 6,7%, до 1,16 млн тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но пандемия COVID-19 и последующие проблемы с поставками на рынки Китая и Южной Кореи могут привести к снижению экспорта по итогам года, отмечают в АДМ, не приводя точных данных.

Такая ситуация, считают в ассоциации, вынуждает искать дополнительные рынки сбыта, одним из них может стать Индонезия. По данным АДМ, в 2019 году Индонезия импортировала из всех стран мира 117 тыс. тонн рыбной продукции на $300 млн. Но в этой доле нет российской продукции. А могла быть более 25%, считает президент ассоциации Алексей Буглак. Проблема в том, что Россия до сих пор не заключила с Индонезией межправительственное соглашение для прямых поставок, хотя Россельхознадзор с 2017 года ждет от Джакарты согласования форм ветеринарных сертификатов. Без этого невозможен экспорт рыбы, морепродуктов и продукции из них.

В Росрыболовстве подтвердили, что к ним поступило обращение АДМ и сейчас его рассматривают профильные специалисты для подготовки предложений. Россельхознадзор планирует направить Индонезии очередное напоминание в ближайшее время, сообщили в пресс-службе ведомства. Там подтвердили, что действительно «долгое время не получали ответа от индонезийской стороны». Но, как утверждают в ведомстве, вопрос начал продвигаться. В Минпромторг по состоянию на 7 августа запрос АДМ не поступал. Но в пресс-службе министерства заявили, что готовы оказать содействие в решении вопроса.

Помимо Индонезии в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона высокий спрос на рыбную продукцию также наблюдается в Таиланде и во Вьетнаме. Но с Таиландом еще в 2018 году, а с Вьетнамом в 2020 году были согласованы формы сертификатов здоровья на продукцию рыболовства, предназначенную на экспорт из России.

Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов поддерживает предложения АДМ. Представитель Русской рыбопромышленной компании (РРПК) называет Индонезию привлекательным рынком. В то же время заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников считает, что Индонезия не самый актуальный рынок сбыта, так как страна сама является одним из крупнейших производителей рыбы и морепродуктов, но чем больше рынков будет открыто для России, тем лучше для отрасли. По его словам, ограничения на конечном рынке сбыта могут негативно сказываться на российском экспорте в другие страны, где происходит переработка. Он приводит пример Бразилии. Из-за существующих ограничений у российских компаний нет возможности отгружать рыбу на перерабатывающие предприятия в некоторых странах ЕС, которые далее поставляют продукцию в Бразилию.

Индонезия не единственная страна, закрытая для российской рыбной продукции. По оценкам АДМ, около 5% мирового рынка водных биоресурсов недоступно для российских рыбопромышленников. Объем спроса в недоступных странах составляет до 6 млрд руб. в год, говорит Алексей Буглак. В РРПК говорят, что компания заинтересована в открытии также, например, Малайзии или Туниса. В Рос рыболовстве добавляют, что неоднократно обращали внимание рыбопромышленников на необходимость диверсификации экспортных поставок, чтобы нивелировать риски.

Поставки за рубеж рыбной продукции необходимо диверсифицировать и активнее использовать резервы - Дмитрий Патрушев, глава Минсельхоза РФ, в июле 2020 года

Другие публикации

Губернатор Камчатки принял участие в мастер-классе по приготовлению супа из «Дальневосточного минтая»

Губернатор Камчатки принял участие в мастер-классе по приготовлению супа из «Дальневосточного минтая»

Гости камчатского фестиваля «Снежный путь» смогли попробовать суп из минтая, приготовленный известным шеф-поваром, телеведущим Василием Емельяненко при участии губернатора Камчатского края Владимира Солодова. Необычный мастер-класс организовала Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) в рамках программы популяризации главного промыслового ресурса России – «Дальневосточного минтая».

подробнее
За пять лет поставки российской минтаевой продукции на внутренний рынок выросли в 1,5 раза

За пять лет поставки российской минтаевой продукции на внутренний рынок выросли в 1,5 раза

За пять лет объем поставок отечественной минтаевой продукции на внутренний вырос на 52%, достигнув по итогам 2023 года 193 тыс. тонн или 12,2% от общего потребления рыбопродукции в России. При этом доля внутреннего рынка в вылове достигла 21% против 15% в 2019 году. Такие данные содержаться в ежегодном обзоре Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) о ситуации на российском рыбном рынке.

подробнее
Кейс «Дальневосточного минтая» изучили на экспертной панели в рамках выставки-форума «Россия»

Кейс «Дальневосточного минтая» изучили на экспертной панели в рамках выставки-форума «Россия»

Популяризация рыбы в России стала одной из тем Дня сельского хозяйства на международной выставке-форуме «Россия» 9 февраля. Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак в ходе профильной дискуссии рассказал об опыте запуска первой в стране программы продвижения «рыбного» бренда – «Дальневосточный минтай».

подробнее
За четыре месяца о «Дальневосточном минтае» узнали 50 млн россиян

За четыре месяца о «Дальневосточном минтае» узнали 50 млн россиян

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) подвела итоги промежуточного этапа первой в стране программы по продвижению категорийного «рыбного» бренда – «Дальневосточный минтай». С сентября 2023 года по конец января 2024 года «по-новому открыли» для себя минтай около 50 млн россиян. Этому предшествовала большая работа по созданию визуальной концепции бренда, имиджевых материалов, запуску сайта и соцсетей проекта и привлечению известных в стране блогеров.

подробнее
Российские минтайщики завершили 2023 год рекордом по вылову

Российские минтайщики завершили 2023 год рекордом по вылову

По данным Ассоциации добытчиком минтая (АДМ), общий вылов минтая в 2023 году достиг 1,96 млн тонн, на 3% превысив к показатель 2022 года. Этот результат стал рекордным за минувшие 25 лет. Совокупный объем производства продукции из минтая вырос на 7,4%, до 1088 тыс. тонн.

подробнее
ТАСС: ситуация в Красном море может снизить рентабельность рыбаков при поставках в ЕС

ТАСС: ситуация в Красном море может снизить рентабельность рыбаков при поставках в ЕС

Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак отметил, что происходящее вынудило операторов контейнерных сервисов менять маршрут в обход африканского региона, что увеличило расстояние и время доставки

подробнее