По данным Ассоциации добытчиком минтая (АДМ), общий вылов минтая в 2023 году достиг 1,96 млн тонн, на 3% превысив к показатель 2022 года. Этот результат стал рекордным за минувшие 25 лет. Совокупный объем производства продукции из минтая вырос на 7,4%, до 1088 тыс. тонн.
По итогам 2023 года доля минтая в общенациональном вылове достигла почти 36%, таким образом минтай по-прежнему остается главным промысловым ресурсом страны. На промысле минтая в прошлом году работало 275 судов, в том числе 13 иностранных. Традиционно наибольший объем вылова обеспечил крупнотоннажный флот: 77 крупных траулеров-процессоров выловили свыше 71% от общего объема.
«Значимым трендом года стало повышение эффективности работы добывающего флота: многие суда показали высокие годовые выловы. Так средний показатель вылова минтая на судно составил в 7,1 тыс. тонн. Крупнотоннажные суда, как российской, так и иностранной постройки, показали более высокие результаты: от 19 тыс. тонн до 58,1 тыс. тонн минтая на судно. Новый мировой рекорд по годовому вылову водных биоресурсов, включая минтай, показал МРКТ «Петр I» (ООО «Софко»), а первое место по вылову именно минтая — БМРТ «Капитан Вдовиченко» (РРПК). В топ-10 по вылову минтая вошли также суда компаний «Гидрострой», «Тралфлот», «Океанрыбфлот», «Норебо», — рассказал президент АДМ Алексей Буглак.
По его словам, 12% (230 тыс. тонн) уловов было переработано на береговых заводах, остальное – в море. Совокупный объем производства продукции из минтая по итогам 2023 года вырос на 7,4%, до 1088 тыс. тонн. При этом динамика выпуска продукции в 2023 году существенно отличалась от той, что была зафиксирована годом ранее. «Прошлый год оказался непростым для нашего сектора: санкционное давление создавало неопределенность на рынках сбытах, а стагнация конечного спроса давила на цену и спрос. Предприятия были вынуждены корректировать производственные планы и снижать производство менее востребованной как на внутреннем, так и на внешних рынках продукции, в первую очередь филе», — объяснил он.
В 2023 году около 32% уловов минтая было переработано в продукцию глубокой переработки. Производство филе при этом снизилось на 24%, до 95,3 тыс. тонн, а фарша, который является сопутствующим продуктом при его выпуске, на 39%, до 17,2 тыс. тонн. Частично компенсировать «провал» рыбаки смогли прибавкой по сурими – выпуск врос в 2,5 раза, до 48 тыс. В результате общий объем производства продукции глубокой переработки снизился на 13%, до 173 тыс. тонн. Выпуск минтая без головы при этом увеличился на 8%, до 720 тыс. тонн, неразделанного – на 30%, до 199 тыс. тонн.
Важнейшим событием прошлого года стал запуск первой в России программы продвижения категорийного бренда рыбы. С сентября прошлого года в социальных сетях запущена рекламная кампания бренда «Дальневосточный минтай», заработали сайт и социальные сети, смонтированы десятки интересных видео-рецептов, запущены совместные активности с известными блогерами, а в сотрудничестве с Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и Правительством Камчатки снят фильм о добыче минтая. «Мы рассчитываем, что «ребрендинг» минтая позволит увеличить внутреннее потребление главного промыслового ресурса России в два раза, до 35-38% от вылова», — рассказал Алексей Буглак.