Общий вылов минтая российскими компаниями по итогам 2023 года превысил 1,9 млн тонн, что стало настоящим рекордом за последние 25 лет. На протяжении долгого времени эта рыба преимущественно уходила на экспорт, однако в последние годы заметен интерес к минтаю и внутри страны.
О том, как российские компании, занимающиеся выловом и переработкой, наращивают свое присутствие на отечественном рынке, какими темпами обновляется рыбопромысловый флот и нужны ли производителям субсидии на транспортировку продукции, ИАА «ПортНьюс» рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
— Алексей Витальевич, расскажите для начала, какие предприятия входят в вашу ассоциацию? И какой работой занимается ваша организация?
— Ассоциация добытчиков минтая объединяет 35 российских предприятий, на долю которых приходится более 80% всего улова минтая в России. Эти компании добывают не только минтай, но и другие виды водно-биологических ресурсов. Если говорить про общие цифры, то порядка 40% от всего российского вылова приходится на участников нашей ассоциации. Среди наших членов такие крупные компании, как «Гидрострой», «Океанрыбфлот», «Сигма Марин Технолоджи», РК им. В. И. Ленина, «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК), «Норебо» и многие другие.
Одна из важных задач работы ассоциации — это защита и продвижение интересов предприятий. Мы активно взаимодействуем с Минсельхозом, Росрыболовством, другими ведомствами, отвечающими за регулирование нашего сектора экономики. Участвуем в разработке и корректировке новых нормативных актов, которые оказывают влияние на отрасль. Активно работаем и по тем законам, что уже приняты. Кроме того, мы консолидируем усилия бизнеса по защите запасов минтая, работаем над изучением влияния промысла на биоразнообразие и ведем контроль экоответственного подхода в секторе. Важное направление — работа по популяризации рыбы внутри страны.
— В 2021 году правительством России было принято решение о субсидировании перевозок минтая с Дальнего Востока в центральные регионы России. Какое влияние данная мера поддержки оказала на отрасль?
— Данная мера, распространяемая на минтай и филе минтая, была очень действенной. Она предусматривала компенсацию стоимости ЖД-тарифа на перевозку в районе 7 рублей. За два года с Дальнего Востока вглубь России по этой программе было перевезено более 200 тыс. тонн рыбной продукции из минтая.
В настоящее время реализация этой программы затормозилась в силу отсутствия соответствующего финансирования. Но мы надеемся, что правительство этот вопрос рассмотрит, и дополнительные деньги будут все-таки выделены. Более того — сейчас рассматривается вопрос по увеличению видов рыбной продукции, которые будут попадать под эту субсидию. И для того чтобы выделенные средства не «размывались», очень важно увеличить объем финансирования соразмерно расширению видов перевозимой продукции.
Хочу отметить, что компании заинтересованы в увеличении поставок на отечественный рынок. Для нас это важное направление, внутренний рынок — приоритет для российских добытчиков минтая. Именно поэтому в прошлом году мы запустили первую для российского рынка программу по продвижению рыбной категории, не отдельного коммерческого бренда, а вида рыбы. В рамках проекта «Дальневосточный минтай» ставим цель увеличить потребление минтая внутри России в два раза за три года.
— Если говорить о внутреннем рынке, сколько на него приходится от общего объема добычи?
— В первом полугодии 35% вылова минтая было поставлено именно на внутренний рынок. При этом впервые за очень долгое время филе минтая на внутренний рынок было поставлено больше, чем на экспорт.
Рост поставок на внутренний рынок не связан с динамикой вылова. Общий вылов минтая в России по итогам прошлого года составил без малого 2 млн тонн, на внутренний рынок было поставлено более 200 тыс. тонн различной продукции. В этом году на текущий момент добыто порядка 1,6 млн тонн, что в целом соответствует прошлогодним показателям, однако на внутреннем рынке фиксируется рост поставок.
— Предприятия, входящие в вашу ассоциацию, активно участвуют в программе инвестиционных квот. Как вы оцениваете промежуточные итоги данной меры поддержки?
— Действительно, члены нашей ассоциации активно строят рыбопромысловые суда и береговые заводы. Так, в рамках первого этапа планируется строительство 15 рыбопромысловых судов, в том числе супертраулеров. Часть из этих судов уже построены и работают. Кроме того, построены семь береговых заводов по переработке минтая, они также работают. Сейчас на внутреннем рынке есть спрос на продукцию глубокой переработки минтая. Это филе и фарш сурими. И, собственно говоря, те новые суда и заводы, которые сейчас строятся, прежде всего заточены под производство именно этой продукции. Так что эти проекты позитивно влияют и на внутренний рынок, и на социально-экономическое состояние прибрежных регионов. Особенно это касается заводов, которые создают новые рабочие места на берегу и способствуют закреплению людей на отдаленных прибрежных территориях.
В рамках второго этапа, который государство запустило в прошлом году, члены ассоциации планируют построить еще два рыбопромысловых судна, несколько рефрижераторных судов и 11 береговых рыбоперерабатывающих заводов различной мощности.
Вместе с тем важно учитывать, что участие в программе инвестиционных квот требует от бизнеса серьезных финансовых вложений. Только в рамках первого этапа объем инвестиций превысил 250 млрд рублей. Основной объем этих денег обеспечили банковские кредиты. Сегодня кредитная нагрузка на отрасль достигла 1 трлн рублей, по оценкам экспертов. За пять лет при росте валовой выручки на 44% производственная себестоимость в минтаевом секторе выросла на 55%, а коммерческие и управленческие расходы прибавили 91%. Опережающий рост издержек привел к падению чистой прибыли (в два раза за пять лет) и обвалу рентабельности до 7,7% по итогам 2023 года. На этом фоне финансирование кредитов, взятых на строительство флота, ложится дополнительной нагрузкой.
Ассоциации добытчиков минтая поддерживает деловой прием «Shipping team Владивосток», который организует ИАА «ПортНьюс» 18 октября 2024 года.