Минтай не грузится

Льготная перевозка рыбы с Дальнего Востока оказалась невостребованной

Программа субсидирования железнодорожных перевозок минтая с Дальнего Востока в центр страны не вызвала интереса рыбопромышленников. Вместо планируемых в этом году 20 тыс. тонн заявки поданы только на 4 тыс. тонн. Мера должна была снизить загрузку мощностей хранения на Дальнем Востоке. Но участники рынка указывают на сложность получения субсидии, а также на двукратный рост цен на перевозку — настаивая, впрочем, что отменять эту меру поддержки не следует.

Субсидия на перевозку минтая железнодорожным транспортом из регионов Дальнего Востока в центр России оказалась невостребованной. Об этом, по данным источников «Ъ», говорилось на совещании в Росрыболовстве 18 ноября. Там отмечалось, что пока подано всего 12 заявок на перевозку 4 тыс. тонн рыбы, тогда как при обсуждении меры планировалось перевезти не менее 20 тыс. тонн. В Росрыбловстве подтвердили «Ъ» заявленный объем, отметив, что механизм начал работать с середины октября, а грузоотправителям нужно время. В FESCO, которая отправила первые контейнеры с минтаем в рамках субсидии, сообщили, что ведут активный диалог с клиентами и готовы наращивать объемы. В ОАО РЖД комментарий не дали.

Проблема с вывозом минтая с Дальнего Востока возникла в конце 2020 года из-за закрытия КНР после выявления китайской стороной следов COVID-19 в ряде партий (см. «Ъ» от 22 декабря 2020 года). На совещании в Росрыболовстве говорилось, что в пиковые периоды в августе — октябре из 220 тыс. тонн мощностей хранения свободными оставались не более 5-10%.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев отмечает, что к началу приема заявок на субсидию в середине октября более 60% годового вылова минтая уже было отгружено в холодильники в южнокорейском порту Пусан. Ситуацию усугубил дефицит подвижного состава, а эффект субсидии был нивелирован ростом стоимости перевозок, добавляет президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак. По данным АДМ, если в начале года перевозка рыбной продукции с Дальнего Востока в центр РФ стоила 12-13 руб. за 1 кг, то сейчас — до 25-27 руб. за 1 кг. Субсидия в 6 руб. за 1 кг покрывает только железнодорожный тариф, указывает господин Буглак.

Управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов говорит, что группа не пользуется субсидией: для ее получения нужно собрать много документов, а средства незначительны. Член совета Ассоциации организаций продуктового сектора Андрей Гречкин считает, что проблема в слабом информировании рыбопромышленников о процедуре, а также неготовности каждого трейдера предоставить пакет документов, чтобы доказать происхождение минтая. Глав Рыбного союза Александр Панин отмечает, что рыбопромышленники, видимо, рассчитывают на улучшение ситуации с экспортом в Азию, раз не готовы отгружать на внутренний рынок даже небольшие дополнительные объемы.

По словам Германа Зверева, из-за низкого освоения субсидии есть риск, что средства не будут выделены в 2022 году. При этом он считает, что отменять меру нельзя, так как это может спровоцировать финансовый провал отрасли в первом квартале. Как поясняет источник «Ъ» на рынке, хотя действие субсидии формально продлено до конца 2022 года, на нее могут не выделить средства после анализа эффективности. Риск отмены обсуждался и в Росрыболовстве, говорит собеседник «Ъ».

По словам Александра Ефремова, чтобы облегчить получение субсидии, выдавать ее необходимо на основании ветеринарных сопроводительных документов в системе Россельхознадзора «Меркурий», где уже есть все нужные сведения: производитель, вид рыбы, количество, вид перевозки, место отправления и место выгрузки. А гендиректор ГК «Агама» Владимир Горелов уверен, что необходима комплексная программа развития переработки рыбы, которая включает строительство заводов, холодильников и развитие логистики.

 

 

Коммерсантъ, Москва

Другие публикации

Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам

Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам

Дальневосточные рыбаки ежегодно добывают до 70 процентов общероссийского улова (он колеблется в районе пяти миллионов тонн). Около двух миллионов тонн традиционно отправляют на экспорт, остальное расходится по стране. Оставшегося количества должно хватить на всех. Рыба действительно есть, но цены на нее кусаются. На это жалуются даже те дальневосточники, которые живут у моря. "РГ" разбиралась, стоит ли ждать снижения стоимости водных биоресурсов в условиях, когда многие российские товары попали под санкции.

подробнее
Поставки минтая на внутренний рынок России за 4 месяца выросли почти на 34%

Поставки минтая на внутренний рынок России за 4 месяца выросли почти на 34%

Как уточнил президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, в том числе было отгружено 130 тыс. тонн мороженого минтая и 28 тыс. тонн филе

подробнее
АДМ: В 2022 году поставки минтая на внутренний рынок выросли

АДМ: В 2022 году поставки минтая на внутренний рынок выросли

По оценкам Ассоциации добытчиков минтая, за 4 месяца 2022 года объем поставок отечественной минтаевой продукции на российский рынок превысил 167 тыс. тонн. Рост поставок сопровождался снижением цен, что также открывает новые перспективы для импортозамещения на внутреннем рынке.

подробнее
АДМ подвела итоги Охотоморской минтаевой путины 2022

АДМ подвела итоги Охотоморской минтаевой путины 2022

По итогам сезона «А» вылов минтая в Охотском море составил 788,7 тыс. тонн, увеличившись на 1,5% к результату прошлого года. Тренд на рост производства продукции глубокой переработки усилился – в этом году в море произведено на 50% больше филе, на 92% - фарша и почти в 18 раз больше сурими, чем за аналогичный период 2021 года.

подробнее
АДМ поздравляет КамчатНИРО с юбилеем

АДМ поздравляет КамчатНИРО с юбилеем

Камчатский филиал «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии» отмечает 90-летний юбилей. Ассоциация добытчиков минтая от лица Дальневосточного рыбацкого сообщества поздравляет коллектив КамчатНИРО с этой значимой датой.

подробнее
Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке

Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке

Снижение курса рубля, ограничение поставок, а также удорожание рефрижераторной логистики скажутся на объемах российского импорта рыбопродукции в 2022 году. Выпадение с рынка отдельных позиций может открыть перспективы для отечественной продукции, в частности, минтаевой.

подробнее