Эксперты Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе подготовили заключение об эффективности использования рыбопромышленными предприятиями налоговых льгот.
В заключении указано, что «промысловые компании Дальнего Востока, получив от государства льготы, лишь незначительную часть дополнительной прибыли инвестировали в развитие береговой инфраструктуры и производства. В ходе проверки выявлено, что за 2008 — 2011 годы общая сумма налоговых начислений по результатам деятельности рыбохозяйственного комплекса ДВФО составила порядка 53,6 млрд руб. Из них сумма высвобожденных налоговых обязательств в результате применения льгот составила 27,3 млрд рублей. Сумма фактических платежей составила 26,3 млрд. рублей. Предоставленные государством преференции по льготному налогообложению позволили снизить налоговую нагрузку на отрасль более чем в два раза. Однако сумма инвестиций в основные средства составила за три года 8,2 млрд рублей, что не превышает 40% в объеме высвобожденных денежных средств от предоставленных государством преференций».
Экономический анализ специалистов полпредства некорректен. Прежде всего, при оценке фактической налоговой нагрузки на рыбную отрасль не учитывались таможенные пошлины, которые являются налоговым платежом и объем которых в 2009 — 2011 годах составил по Дальнему Востоку около 5 млрд. рублей. С учётом таможенных платежей фактический объём налоговых преференций рыбопромышленным предприятиям за три года составляет не 27,3 млрд. рублей, а 22,3 млрд. рублей.
Также при оценке экономики предприятий не учитывался рост себестоимости производства из-за повышения цен на топливо. За период с 2008 по 2011 год усреднённая стоимость тонны судового топлива возросла с 12 тысяч рублей до 32 тысяч рублей. Доля расходов на топливо составляет 40% издержек рыболовной отрасли. Налоговые льготы позволили смягчить удар высоких цен на топливо, но привели к снижению объёма чистой прибыли. С учётом двухкратного роста цен на топливо фактический объём налоговых преференций для рыбопромышленных предприятий составляет менее 10 млрд. рублей.
Необходимо отметить, что при оценке инвестиций экспертами не учитывались многие технические работы по модернизации действующего рыбопромыслового флота. Являясь по своему экономическому смыслу долгосрочными финансовыми вложениями в обновление основных фондов, указанные технические работы не всегда подпадают под формальные критерии, применяемые Федеральной службой государственной статистики.
С учётом комплексной оценки экономики рыбной отрасли и полного учёта капиталовложений в модернизацию действующего рыбопромыслового флота инвестиции в основные фонды рыбной отрасли Дальнего Востока превышают указанный экспертами Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе объём в 8,2 млрд. рублей за период 2009 — 2011 годы. Фактические инвестиции рыбопромышленных предприятий превосходят объём налоговых льгот, предоставленных предприятиям.
Помимо неточной оценки условий хозяйствования и занижения реального объёма инвестиций в заключении экспертов дана неверная оценка тенденций развития рыбной отрасли. В 2009 — 2011 годы объём капиталовложений в реальный сектор экономики имел неровную динамику: в 2009 году объём инвестиций в экономику страны сократился на 17%, в 2010 году увеличился (за счёт «эффекта низкой базы») на 6%. В рыбной отрасли в указанный период не зафиксировано глубокого падения объёма инвестиций — объём инвестиций находился на одном уровне. Следовательно, по сравнению со многими другими отраслями российской промышленности в рыбной отрасли дела с инвестициями обстояли и обстоят значительно лучше.
К сожалению, при оценке инвестиционного потенциала рыбной отрасли не учитывались существующие административные барьеры на промысле и при доставке рыбопродукции, не оценен финансовый вклад административных барьеров в снижение инвестиционной активности предприятий. Хотя введение соответствующих поправочных коэффициентов позволило бы оценить объём «коррупционного налога» на отрасль, устранение которого является прямой обязанностью государственной власти.
В подготовленном экспертами полпредства заключении не раскрыта ключевая причина недостаточного инвестиционного потенциала рыбной отрасли — распылённость производственного и финансового капитала. В частности, прибрежная квота тихоокеанской сельди на Дальнем Востоке (25 тысяч тонн) распределена между 40 пользователями, прибрежная квота минтая (270 тысяч тонн) — между 187 пользователями, прибрежная квота трески (55 тысяч тонн) — между 161 пользователем, прибрежная квота камбалы на Дальнем Востоке (65 тысяч тонн) — между 138 пользователями.
Развитие береговой переработки зависит в равной мере от укрупнения отрасли и государственных капиталовложений, поэтому упрекать рыбаков в недостаточных инвестициях в береговую инфраструктуру — нелогично. Инвестиции в береговую инфраструктуру — это государственная задача, а не задача бизнеса!
Президент ассоциации добытчиков минтая Г. С. Зверев