Экономическое стимулирование рыбной отрасли: постановка проблемы
Интересные данные об экспорте/импорте рыбопродукции подготовила Федеральная таможенная служба. Наводят на размышления.
Начнём с экспорта. С 2009 года экспорт рыбопродукции из России увеличился с 1 млн. тонн до 1,4 млн. тонн (на 40%), а выручка от экспортных поставок за этот же период возросла с 1,7 млрд. долларов до 2,4 млрд. долларов (на те же самые 40%). Кстати, почти столько же – 2,3 млрд. долларов – стоит ввезённая в Россию рыбопродукция. Хотя вес её почти вдвое меньше – 800 тыс. тонн. С 2008 года объём импорта рыбопродукции в Россию сократился на 20%, четыре года назад ввезли 1 млн. тонн. На первый взгляд, всё понятно: вывозим рыбу с низкой степенью обработки и задёшево, а ввозим рыбу с высокой степенью обработки и задорого. Так ли всё просто? Материалы ФТС позволяют понять: какую рыбу предпочитают россияне и за что они готовы переплачивать?
Почти треть денежного оборота импорта приходится на долю свежей и охлаждённой рыбы (форель и сёмга). Обратите внимание: 128 тысяч тонн импортной рыбопродукции – это всего 16% физического объёма ввозимой рыбопродукции, но почти треть денежного объёма (730 млн. долларов). Идём дальше. Вторая по прибыльности группа импортной рыбопродукции – это креветки. 58 тысяч тонн креветок – это всего 7% импортных потоков, если считать в тоннах, и почти 12% — если считать в долларах (270 млн. долларов). И, наконец, третья по прибыльности группа – рыбное филе. Ввоз 125 тысяч тонн рыбного филе (15% физического объёма импорта) сгенерировал денежную выручку в 333 млн. долларов (15% денежного оборота).
Поглядим повнимательнее на рыбное филе. Откуда оно? Структура импортных поставок филе такова: 26% — из Китая (30 тысяч тонн филе минтая), 26% — из Норвегии (30 тысяч тонн филе сельди), 20% — из Вьетнама (27 тысяч тонн филе пангасиуса), 9% — из Исландии (11 тыс. тонн филе сельди). На четыре перечисленные страны приходится свыше 80% поставок импортного филе.
Что получается? А вот что. Половина рыбного импорта (если измерять в деньгах), доставляемого в Россию, – это охлаждённая сёмга и форель, креветки и атлантическая сельдь. То есть такие виды водных биоресурсов, которые в России не добываются (или не выращиваются) или добываются (и выращиваются) в недостаточных для удовлетворения внутреннего спроса объёмах. Именно внутренний рынок диктует и видовой состав рыбопродукции, и типы переработки, пользующиеся наибольшим спросом на рынке.
Однако ж и мороженную рыбу в Россию тоже ввозят. В 2011 году ввезли почти 450 тысяч тонн на сумму свыше 820 млн. долларов. Что это за рыба? Это преимущественно скумбрия, сельдь, сардины, сёмга и форель (310 тысяч тонн). Излюбленное сырьё для многих рыбоперерабатывающих предприятий в европейской части страны. Давайте сравним усреднённую цену мороженной рыбы, которую Россия ввозит, с усреднённой ценой мороженной рыбы, которую Россия экспортирует. Для этого используем весовые коэффициенты. Дело в том, что атлантическая сельдь и минтай, горбуша и сёмга, форель и охотоморская сельдь стоят неодинаково. Поэтому важно измерить долю каждого водного биоресурса в общем объёме экспорта/импорта и увязать их с мировыми ценами на соответствующий водный биоресурс. Выполнив такую исследовательскую процедуру, мы обнаруживаем, что усреднённая стоимость одной тонны экспортной мороженной рыбы примерно на 10% дешевле усреднённой стоимости одной тонны импортной мороженной рыбы. Разница существует. Это факт. И мы постараемся разобраться в причинах.
Итак, предварительные выводы после изучения таможенной статистики следующие.
Первое. Вывозят из России и ввозят в Россию РАЗНУЮ рыбопродукцию. Разную и по видовому происхождению, и по уровню переработки. Если говорить о видовом происхождении, то импорт восполняет недостаточное внутреннее производство сёмги, форели, креветок, сельди и скумбрии. Если говорить об уровне переработки, то импорт восполняет недостаточное внутренне производство охлаждённой рыбопродукции и рыбного филе.
Второе. В секторе мороженной рыбы существует резерв финансовой эффективности. Мы способны продавать даже мороженную рыбу с большей финансовой отдачей, чем это происходит сейчас.
В следующей статье постараемся разобраться в следующих вопросах. Как повысить финансовую эффективность продаж в сегменте мороженной рыбы? Что сдерживает производство охлаждённой рыбопродукции в России? Каковы перспективы сегмента рыбного филе? Каковы могут быть меры экономического стимулирования?
Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев