ДОКЛАД Президента Ассоциации добытчиков минтая Г.С.Зверева на X Международном конгрессе рыбаков

Уважаемые участники конгресса!

Начну доклад с того, что интересует всех. С денег.

Задолженность рыбной отрасли – кредиторская задолженность – в последние два года снова растёт.

В начале 2000-х  в рыбной отрасли тоже был очень высокий уровень кредиторской задолженности. Но тогда заёмные деньги были средством выживания – на них покупали квоты. Предприятия шли на всё, чтобы остаться в живых, а кредиты предоставлялись лишь на короткий срок.

Обратите внимание, как долго тянулся шлейф «плохих долгов». Они составляли 15 – 16% от общего объёма кредиторской задолженности даже спустя пять лет после проведения последнего аукциона. Немалую часть «кредиторки» составляли долги по зарплате.

Рыбаки заплатили за квоты свыше 40 млрд. рублей (не считая налогов и сборов), но экономические результаты работы отрасли после проведения аукционов оказались удручающими.

Производство товарной продукции к 2004 году достигло исторического минимума – чуть больше 2 млн. тонн. Едва теплились инвестиции. Коэффициент обновления основных фондов к началу 2000-х составлял «минус 6%». Широкое применение получили «серые схемы» реализации продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Напомню, что рыбное хозяйство работает внутри особой системы координат. Природные, экономические и социальные (!) факторы – в совокупности – задают такие ограничения для управленческих решений, которых нет ни в одной другой отрасли экономики. Непонимание особенностей рыбного хозяйства всегда и везде приводили к кризису.

Все ведущие рыболовные державы прошли через эти испытания. Поэтому попытки просто скопировать чужой опыт, позаимствовать успешные примеры, такие попытки бесполезны, а часто и вредны.

Итак, кредиторская задолженность рыбной отрасли снова растёт. И это хорошо. Сейчас кредиторская задолженность – это средство развития. Это «топливо»  для долгосрочных финансовых вложений и инвестиций. В рыбную отрасль постепенно входят «длинные деньги» — растёт доверие банковской системы.

Стоимость основных фондов рыбной отрасли за десять лет увеличилась с 29 млрд. рублей до 71 млрд. – в 2,5 раза. Для сравнения — стоимость основных фондов в сельском хозяйстве за это время увеличилась в 2,6 раза. Хотя с 2007 года государственные субсидии сельскому хозяйству перевалили за триллион рублей.

Существенно возросла стоимость доступа к водным биоресурсам, измеряемая капиталоёмкостью одной тонны добываемых водных биоресурсов. Десять лет стоимость основных фондов в расчете на одну тонну добываемых водных биоресурсов оценивались в 5 тысяч рублей. Сейчас – свыше 16 тысяч рублей.

Существующая в нашей стране система распределения водных биоресурсов ещё очень молода – она сформировалась в 2008 — 2010 годах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что система распределения водных биоресурсов остается незавершённой, недосформированной.

Регулирование прибрежного промысла видоизменялось трижды, но и сейчас вызывает много споров. Сохранились компании, не имеющие собственного флота и занимающиеся перепродажей квот.

Незавершённость отраслевого законодательства искажает экономические координаты в отрасли, приводит к вымыванию из производительного оборота значительных денежных средств,  является тормозом развития.

Хочу подчеркнуть, что система распределения водных биоресурсов – это не только правила и процедуры наделения предприятий квотами, но и система регулирования промысла. К сожалению, стройной и эффективной системы регулирования рыболовного  промысла до сих пор нет. Промысловую деятельность предприятий регулируют несколько ведомств: Росрыболовство, ФСБ, Россельхознадзор, ФТС, ФАС.

Конкуренция регуляторов оказывает прямое (и по большей части негативное) влияние на производственные показатели, а следовательно – и на финансовые результаты. Рыбная отрасль работает в немыслимой для остальных отраслей ситуации. Вот молочники – уже второй год возмущаются против навязываемой им системы ветеринарной сертификации. Потому что такая система зажимает молочную отрасль в тиски двух регуляторов. Двух!

А наша отрасль уже несколько лет работает в тисках пяти регуляторов. И никто из них — кроме Росрыболовства – не отвечает за результаты работы отрасли. Поэтому креативность в контрольной деятельности и прожектёрство, присущие некоторым регуляторам, не знают границ.

Рыболовный промысел состоит из нескольких производственных операций, только одна из которых приносит доход. Остальные  производственные операции – это – условно-постоянные издержки. Это – расходы.

Система регулирования, система контроля оказывают самое прямое влияние на величину условно-постоянных издержек. Фактически сами регуляторы и создают существенную часть непроизводительных расходов отрасли. Чем сложнее и запутаннее система контроля – тем выше денежные потери предприятий. Готов назвать цифры.

Незавершённость системы распределения водных биоресурсов и конкуренция регуляторов обходятся в 10 – 12% отраслевой выручки – 12 – 15 млрд. рублей. Это сопоставимо с ежегодным объёмом инвестиций, с объёмом налоговых платежей.

Столько теряет бизнес, теряет государство, теряет общество.

Мы предлагаем отразить это в докладе Госсовета и предложить решение.

Считаю необходимым высказаться по поводу предложений о введении новых видов квот. Необходимо очень взвешенно подходить к этому. Система распределения квот, создаваемая только в целях загрузки производственных мощностей и оторванная от естественных колебаний запасов, неизбежно приведёт к подрыву природных запасов и нехватке сырья. Как и любая другая технократическая утопия, в конечном итоге она заканчивается дефицитом и чиновниками, распределяющими дефицитный ресурс.

Очень важно придать дополнительный импульс инвестициям в отрасли. Как это сделать?

Предлагается «упаковать» соглашение об инвестиционных обязательствах в договор о закреплении доли квоты. Давайте разберёмся, как это будет происходить. Каждое предприятие привезёт на рассмотрение специальной комиссии тома бухгалтерской отчётности за девять лет. А как по-другому? Ведь предприятие обязано подтвердить размер выручки, от которой будет рассчитываться инвестиционная доля.

Хорошо. Проверили горы отчётов, заключили договор, а налоговая инспекция по результатам проверки оспорила размер выручки предприятия за несколько лет, значит показатели инвестиционного соглашения расползаются по швам, значит и договор закрепления доли становится юридически ничтожным.

Всем знакома химическая реакция, когда два вещества находясь порознь, безвредны, а, соединяясь, превращаются в опасную кислоту. Договор закреплении доли и соглашение об инвестиционных обязательствах – два принципиально разных документа: разных по своему юридическому происхождению, порядку проверки и процедуре оспаривания. Поэтому при их соединении неизбежно образуется та самая кислота, которая разъедает долгосрочные правила в рыбной отрасли, разъедает гарантии для бизнеса, разъедает понятные ориентиры для банковского кредитования.

Мы – тоже за инвестиции, за установление индикативных показателей инвестиционного развития.

Но мы – против «упаковывания» таких показателей в договор о закреплении доли, потому что в таком случае основа для инвестиций разрушается.

Контролировать инвестиционные обязательства предприятий можно и нужно с помощью налогового законодательства. Например, использовать в качестве инструмента индикативного планирования инвестиций ставки сбора за пользование ВБР.

Сейчас готовится заседание Госсовета. Рыбацкие объединения принимают активное участие в его подготовке. Но нельзя ограничиваться только критикой предложений ведомств. Хотя и эта часть работы должна быть выполнена профессионально и аргументированно.

Рыбопромышленному бизнесу важно предложить ориентиры развития отрасли, которые учитывают непростые экономические и социальные условия, в которых сейчас находится страна.

Ориентиры, которые выходят за пределы привычной производственной инерции, ориентиры, которые могут показаться смелыми, дерзкими, рискованными, которые потребует полного напряжения и финансовой отдачи.

Уверен, что при подготовке заседания Госсовета такие предложения бизнесом будут сформулированы. Уверен, что только на такой основе будет выработано и доложено Президенту сбалансированное и цельное решение.

Другие публикации

Россия сохраняет мировое лидерство в добыче минтая

Россия сохраняет мировое лидерство в добыче минтая

Российские рыбаки за первое полугодие 2024 года выловили свыше 1,3 млн тонн минтая, что почти вдвое больше аналогичного показателя главного конкурента нашей страны в мировом секторе минтая – США. Таким образом Россия сохраняет место крупнейшего добытчика минтая в мире.

подробнее
Россияне восхитились героизмом рыбаков, добывающих дальневосточный минтай: видео набрало более 10 миллионов просмотров

Россияне восхитились героизмом рыбаков, добывающих дальневосточный минтай: видео набрало более 10 миллионов просмотров

В социальных сетях стремительно набирает популярность атмосферный, завораживающий и очень красиво снятый ролик о работе российских рыбаков, добывающих дальневосточного минтая. В видео, которое посмотрели уже порядка 10 млн человек, рассказывается, какой путь проделывает добытая в далёких водах рыба, чтобы затем попасть на стол к россиянам. Создано оно было Ассоциацией добытчиков минтая, занимающейся популяризацией этого вида рыб на отечественном рынке.

подробнее
В сети набирает популярность ролик «Дальневосточного минтая» ко Дню рыбака

В сети набирает популярность ролик «Дальневосточного минтая» ко Дню рыбака

В минувшее воскресенье, 14 июля, в России прошел один из самых народных праздников и главный профессиональный праздник для всех представителей рыбной отрасли России – День рыбака. В честь этого важного события Ассоциация добытчиков минтая в рамках программы «Дальневосточный минтай» выпустила ролик о добыче главного промыслового ресурса страны. За один день его просмотрело около 1 млн россиян.

подробнее
С Днем рыбака!

С Днем рыбака!

Уважаемые Коллеги! Работники и ветераны рыбохозяйственной отрасли!

подробнее
Сенаторы США попросили запретить экомаркировку для российской рыбы

Сенаторы США попросили запретить экомаркировку для российской рыбы

Власти США пытаются добиться запрета для России использовать международный экологический сертификат рыболовства. Рыбаки говорят о давлении на независимую организацию и борьбу за рынок — сертификаты нужны для экспорта в ЕС

подробнее
АДМ предложила механизмы гармонизации таможенного учета со спецификой рыбной отрасли

АДМ предложила механизмы гармонизации таможенного учета со спецификой рыбной отрасли

Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак принял участие в заседании Консультативного совета по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении, которое прошло в минувший четверг, 20 июня. Он обратил внимание таможенников на неоднозначность правоприменительной практики по расчету таможенных пошлин.

подробнее