АДМ обжалует решение ФАС в арбитражном суде
12 декабря 2012 года комиссия Федеральной антимонопольной службы вынесла решение о нарушении некоммерческой организацией «Ассоциация добытчиков минтая» и 35 рыбопромышленными предприятиями Дальнего Востока закона «О конкуренции.
Комиссия ФАС усмотрела признаки нарушения антимонопольного законодательства в следующих событиях.
1. Заключение соглашений об установлении предельно допустимого норматива выхода икры минтая (не более 4,5% от массы рыбы направленной на разделку). Соглашения заключались в апреле и декабре 2006 г., в январе 2007 года, в декабре 2007 – марте 2008 года и были направлены, по мнению ФАС, на ограничение выпуска товара.
2. Обсуждение вопросов по установлению и поддержанию цен на продукцию из минтая (в том числе икру минтая) на рынках КНР и Республики Корея на собраниях Ассоциации, заседаниях Совета Ассоциации, в период с августа 2006 по декабрь 2009 года, что, по мнению ФАС, влекло установление и поддержание цен.
3. Заключение соглашений в декабре 2008 – феврале 2009 годов о распределении объемов вылова минтая по сезонам, которые были направлены, по мнению ФАС, на ограничение выпуска товара.
Изложенные выводы АДМ считает ошибочными.
Соглашения об установлении предельно допустимого норматива выхода икры минтая были направлены на пресечение браконьерского промысла, нарушающего интересы государства и ответственных пользователей. С 2007 года Федеральным агентством по рыболовству (ФАР) России ежегодно утверждаются бассейновые нормы отходов, потерь, выхода готовой продукции и расхода сырья при производстве пищевой продукции из морских гидробионтов (из рыб Дальнего Востока), которые являются предельно допустимыми и применяются при производстве пищевой продукции из морских гидробионтов по действующей нормативной документации на предприятиях различной формы собственности, а также для использования в работе контролирующих служб.
Заключенные в рамках Ассоциации добытчиков минтая соглашения (до утверждения ФАР России Бассейновых норм) об установлении предельно допустимого среднегодового норматива выхода икры минтая Охотского моря в размере 4,5% носили научно обоснованный характер, полностью соответствовали основным принципам, изложенным в Кодексе ответственного рыболовства и ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», и были направлены на пресечение браконьерского промысла. Указанные соглашения не отвечают признакам соглашений, указанным в части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку их заключение никаким образом не могло повлиять на сокращение производства икры. Очевидно, что количество икры, которое можно получить из минтая сырца, зависит только от физиологических параметров и не может никаким образом быть уменьшено в результате заключения каких бы то ни было соглашений. В силу этого в результате заключения соглашений 2006 – 2008 годов ни одно из последствий, предусмотренных ст.11, наступить в принципе не могло.
Из материалов дела следует, что все переговоры и переписка предприятий – членов АДМ по вопросам цен на выпускаемую продукцию касались товарных рынков, находящихся за пределами юрисдикции РФ, и связаны с тем, что со стороны иностранных покупателей в отношении российских товаров имел место дискриминационный подход. Вопросы регулирования ценовых параметров российских товарных рынков продукции из минтая в рамках Ассоциации добытчиков минтая никогда не обсуждались. Выступивший в ходе заседания комиссии исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков заявил, что российские рыбоперерабатывающие предприятия не испытывали и не испытывают затруднений при приобретении минтая, а в «Рыбный союз» никогда не поступали жалобы или обращения его членов на скоординированные ценовые действия добытчиков минтая, что свидетельствует об отсутствии подобных соглашений.
В 2009 году в связи с увеличением ОДУ и увеличением сроков промысла научные учреждения рыбохозяйственного комплекса рекомендовали рыбакам в рамках ассоциаций и союзов рассмотреть вопрос о распределении промысловых усилий между двумя сезонами. Рекомендации научных учреждений были вынесены на обсуждение Ассоциации, по результатам рассмотрения этого вопроса было принято решение о распределении промысловой нагрузки между сезонами в пропорции: сезон «А» (с января по апрель выловить в объеме вылова 2008 года) и сезон «Б» (оставшуюся квоту освоить в период с октября по январь).
Заключенные соглашения не могли привести к сокращению производства товаров. В соответствии со ст.30 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» объем общедопустимого улова и распределение его между видами квот осуществляется на основании ежегодного приказа Федерального агентства по рыболовству. Именно этот приказ устанавливает объем разрешенного к вылову минтая на предстоящий год. Предприятия, с которыми заключены договоры о закреплении долей квот добычи ВБР, в соответствии с условиями договора, обязаны выловить выделенный объем в течение календарного года, в сроки разрешенного промысла, установленные Правилами рыболовства. Соглашение регулировало порядок освоения квот и не ограничивало годовой объем освоения выделенных квот, поэтому не могло никаким образом привести к ограничению выпускаемой в течение года рыбопродукции.
В качестве подтверждения нарушения некоммерческой организацией «Ассоциация добытчиков минтая» закона «О конкуренции» Комиссия использовала 39 документов из 5 286 документов, полученных в Ассоциации добытчиков минтая по запросам ФАС. При этом 18 документов включены в протокол заседания Комиссии в изменённом и отредактированном виде, искажающим смысл указанных документов, 16 документов не содержат признаков нарушения закона «О конкуренции». Извлечения из документов, которые использовались в качестве подтверждения нарушения закона «О конкуренции», не позволяют считать их допустимым средством доказывания. Комиссия не приняла во внимание исследования рыбохозяйственных институтов и пояснения представителя заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Василия Соколова, отклонила ходатайства о проведении биологической и экономической экспертизы заключённых соглашений и привлечении к рассмотрению дела экспертов из рыбохозяйственных научных учреждений, отклонила заявления представителей РСПП и ВАРПЭ, не изучила состояние конкуренции на рынке продукции из минтая, не определила товарные и географические рынки указанного рынка и не предоставила заявления хозяйствующих субъектов о фактах антиконкурентных действий со стороны Ассоциации добытчиков минтая и её членов.
Некоммерческая организация «Ассоциация добытчиков минтая» обжалует в арбитражном суде решение комиссии ФАС по указанному делу.