Заявление Президента Ассоциации добытчиков минтая

Совет Ассоциации добытчиков минтая изучил проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения качества и безопасности продукции из водных биологических ресурсов», разработанный Федеральным агентством по рыболовству.
Наши предприятия неоднократно обращались в органы государственной власти, в правоохранительные и судебные органы с жалобами на необоснованные действия должностных лиц Россельхознадзора. Напомню, что именно Ассоциация добытчиков минтая стала инициатором судебного разбирательства в отношении действий должностных лиц Россельхознадзора, по итогам которого суд признал нашу правоту.

Мы считаем существующую систему ветеринарно-санитарного контроля в сфере рыбопродукции обременительной для бизнеса и предлагаем устранить правовую основу для системной коррупции в сфере контроля качества и безопасности рыбопродукции. Однако реформа существующей системы не должна ухудшать условия для бизнеса.

Действующая система контроля качества и безопасности рыбопродукции основана на международных правилах и юридически признана за рубежом. Международное признание действующего документа ветеринарного контроля (ветеринарный сертификат) обеспечивает стабильные правила для экспорта продукции из водных биологических ресурсов и позволяет использовать его для эффективной защиты внутреннего рынка от некачественного импорта.
Правовым основанием для «коррупционного налога» на рыбную отрасль является не сам по себе ветеринарный сертификат международного образца (и обязанность его получения), формально-юридическим основанием для массовых злоупотреблений является отсутствие утверждённых административных регламентов Министерства сельского хозяйства по выдаче ветеринарных сертификатов на продукцию из водных биологических ресурсов и право должностных лиц Россельхознадзора задерживать партии рыбопродукции на неопределённый срок на основании имеющихся у них сомнений в качестве и безопасности продукции. Затрудняя свободный оборот рыбопродукции, чиновники понуждают рыбаков и рыбопереработчиков «договариваться» с ними. Разрушить коррупционную систему с помощью простой замены ветеринарного сертификата другим юридическим документом (копия разрешения на вылов (добычу) водных биологических ресурсов) не получится.

Юридические основания для административного задержания рыбопродукции гораздо глубже. К ним относятся Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (статьи 3 и 25), Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 года № 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении», приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 238 и отсутствие административных регламентов по исполнению соответствующей государственной функции.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения качества и безопасности продукции из водных биологических ресурсов» не предусматривает исправления ни одного из законодательных актов, которые в действительности обеспечивают формально-юридическое обоснование поборов с рыбаков и рыбопереработчиков.

Оставляя в неприкосновенности правовые основания для системной коррупции, законопроект может ухудшить условия ведения бизнеса. Замена признаваемого за рубежом ветеринарного сертификата на копию разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов немедленно остановит экспорт российской рыбопродукции за рубеж и откроет «юридическое окно» для ввоза в Россию некачественной импортной рыбопродукции без санитарно-ветеринарных документов.

Предлагаем действительное реформирование системы ветеринарного контроля рыбопродукции на основании международно-признанных документов в сфере контроля качества и безопасности рыбопродукции, отмену права административного задержания партий продукции из водных биологических ресурсов, чёткую и не оставляющую места для произвола чиновников регламентацию порядка исполнений соответствующей государственной функции и введение в целях защиты жизни и здоровья потребителей денежных штрафов, выносимых исключительно на основании судебного решения о признании несоответствия произведённой рыбопродукции санитарным нормам и правилам.

Ассоциация добытчиков минтая уже направила в Министерство экономического развитие заключение о негативном воздействии на бизнес приказа Министерства сельского хозяйства от 16 ноября 2006 года «Об утверждении Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», подготовлен пакет поправок в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевой продукции» и предложен порядок исполнения государственной функции по выдаче ветеринарного сертификата.

Другие публикации

Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам

Появятся ли на прилавках минтай и горбуша по низким ценам

Дальневосточные рыбаки ежегодно добывают до 70 процентов общероссийского улова (он колеблется в районе пяти миллионов тонн). Около двух миллионов тонн традиционно отправляют на экспорт, остальное расходится по стране. Оставшегося количества должно хватить на всех. Рыба действительно есть, но цены на нее кусаются. На это жалуются даже те дальневосточники, которые живут у моря. "РГ" разбиралась, стоит ли ждать снижения стоимости водных биоресурсов в условиях, когда многие российские товары попали под санкции.

подробнее
Поставки минтая на внутренний рынок России за 4 месяца выросли почти на 34%

Поставки минтая на внутренний рынок России за 4 месяца выросли почти на 34%

Как уточнил президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, в том числе было отгружено 130 тыс. тонн мороженого минтая и 28 тыс. тонн филе

подробнее
АДМ: В 2022 году поставки минтая на внутренний рынок выросли

АДМ: В 2022 году поставки минтая на внутренний рынок выросли

По оценкам Ассоциации добытчиков минтая, за 4 месяца 2022 года объем поставок отечественной минтаевой продукции на российский рынок превысил 167 тыс. тонн. Рост поставок сопровождался снижением цен, что также открывает новые перспективы для импортозамещения на внутреннем рынке.

подробнее
АДМ подвела итоги Охотоморской минтаевой путины 2022

АДМ подвела итоги Охотоморской минтаевой путины 2022

По итогам сезона «А» вылов минтая в Охотском море составил 788,7 тыс. тонн, увеличившись на 1,5% к результату прошлого года. Тренд на рост производства продукции глубокой переработки усилился – в этом году в море произведено на 50% больше филе, на 92% - фарша и почти в 18 раз больше сурими, чем за аналогичный период 2021 года.

подробнее
АДМ поздравляет КамчатНИРО с юбилеем

АДМ поздравляет КамчатНИРО с юбилеем

Камчатский филиал «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии» отмечает 90-летний юбилей. Ассоциация добытчиков минтая от лица Дальневосточного рыбацкого сообщества поздравляет коллектив КамчатНИРО с этой значимой датой.

подробнее
Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке

Для российской минтаевой продукции открылась ниша на внутреннем рынке

Снижение курса рубля, ограничение поставок, а также удорожание рефрижераторной логистики скажутся на объемах российского импорта рыбопродукции в 2022 году. Выпадение с рынка отдельных позиций может открыть перспективы для отечественной продукции, в частности, минтаевой.

подробнее