ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ РСПП ПО РЫБНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И АКВАКУЛЬТУРЕ Г.С.ЗВЕРЕВА НА VII НА VII ЖДУНАРОДНОМ КОНГРЕССЕ РЫБАКОВ

Уважаемые участники конгресса!

Рыба превратилась в один из самых привлекательных товаров международной торговли. Экспорт рыбы обогнал по объёму выручки экспорт кофе, каучука и бананов вместе взятых. Генератором спроса являются Европа, США и Китай.

Европейский импорт за тридцать лет вырос с 3 млн. до 11 млн. тонн, а в деньгах увеличился в 15 раз. США закупают за рубежом рыбопродукции на 15 млрд. долларов. Но США, Китай и Европа превратили свою зависимость от импортных поставок в способ управления этими поставками.

Как они это сделали? С помощью технического регулирования.

Техническое регулирование и санитарные стандарты резко ограничили рыночную власть добытчиков и переработчиков рыбы. Крупнейшие покупатели рыбопродукции выстроили «коридоры доступа» на собственные национальные рынки. Они  «переналадили» всю индустрию рыбопереработки, сделав её зависимой от себя.

     Это происходит за рубежом. А что у нас?

У нас происходит «завихрение» нескольких мощных «юридических волн». Поверх национальных систем рождается система регулирования рыбного рынка Таможенного союза в целом. Одновременно – новую реальность создаёт вступление России в ВТО.

Заявка России на вступление в ВТО насчитывает 670 страниц – 132 страницы (пятая часть) о техническом регулировании, технических стандартах, санитарно-ветеринарном контроле, о том, что называется «техническими барьерами в торговле».

Наднациональные  нормы права вторгаются в нишу национального законодательства, создавая немыслимые ранее комбинации регуляторов рынка. Острые формы носит дискуссия о способах регулирования не только рыбного – а и продовольственного рынка в целом. Спорят все: государства – члены Таможенного союза, ведомства, претендующие на роль единоличного регулятора рынка, бизнес-объединения, защищающие свои коммерческие интересы, союзы потребителей.

В этом общем споре важно не потерять главную мысль: каким образом обеспечить здоровое развитие Евразийского рыбного рынка?

Участники рынка и потребители связывают свои надежды с одним и тем же документом – Техническим регламентом на рыбную продукцию.

У него трудная судьба. Появившись на свет ещё в 2006 году в виде проекта федерального закона, «рыбный техрегламент» несколько лет не покидал стены профильного комитета. В начале 2009 года законопроект был принят в первом чтении, но тут же попал под удары критиков, а весной 2010 года получил разгромное заключение президента.

В том же 2010 году депутаты перебросили проект техрегламента на новую площадку – в Комиссию Таможенного союза. И всё началось по-новой. Опять согласования, опять разногласия. Обсуждения теперь уже на уровне трёх стран – членов Таможенного союза.

В этом обсуждении уже есть и потери. Потерялась идея отмены ветеринарного сертификата на уловы водных биоресурсов. Странно, потому что в европейском санитарном законодательстве существует порядок оформления уловов водных биоресурсов без ветеринарных сертификатов.

Зато появилась идея ветеринарного сопровождения готовой продукции. Мы с удивлением увидели замечания Министерства сельского хозяйства на проект рыбного техрегламента, которые защищают эту идею.

Сейчас происходит процедура ВГС – внутригосударственного обсуждения проекта «рыбного регламента». Казахстан и Беларусь уже пришли к единому мнению, а российские ведомства до сих пор спорят.

Об этом предстоит детальный разговор завтра – на конференции о техническом регулировании.

Техническое регулирование – это конечно и средство защиты потребителей, и инструмент развития промышленности. Но оно может оказаться и очередным административным барьером.

Российская рыбная отрасль буквально опутана административными барьерами. 32 ведомства и учреждения контролируют рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, выдавая (или не выдавая в необходимый срок) 511 разрешительных документов.

Попытки хотя бы немного уменьшить эту гору пока не очень успешны. Правительство три года назад издало распоряжение №56 – р, об изменении ветеринарного контроля для добытых уловов. Однако это распоряжение не только не исполнено, но происходят попытки вообще его отменить.

Парадокс в том, что увеличение количества разрешительных документов не приводит к повышению качества контроля. Иначе как объяснить такой факт.

По оценке Роспотребнадзора, рыбопродукция является одной из самых неблагополучных в группе пищевой продукции. По оценке специалистов этого ведомства, уже на этапе производства гигиеническим требованиям не соответствует 5% рыбопродукции. Примерно 6 – 7% импортной продукции поступает с превышением российского норматива по содержанию глазури. Нарушения температурных режимов транспортировки, хранения и реализации обнаруживают в 10% проверенной продукции. Широко распространены неверная маркировка, неправильное указание веса, отсутствие сведений о глазури.

По оценочным данным, примерно 15% рыбопродукции на рынке Таможенного союза либо не соответствует санитарным нормам, либо снабжены недостоверной маркировкой. Почти полмиллиона тонн стоимостью примерно 2 млрд. долларов.

Вот такой получается ребус: с одной стороны, 511 разрешительных документов, с другой стороны – полмиллиона тонн некачественной или небезопасной продукции.

Необходимо признать: существует два уровня рыбного рынка.

Один – это технологичный индустриальный рынок. Аккуратно расфасованный по баночкам и коробочкам. Рынок глубокой переработки. По оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) на этот рынок приходится свыше 40% всей продаваемой в мире рыбопродукции.

Но есть и другой уровень. Не назову его диким или нецивилизованным, это скорее – изначальный рыбный рынок. Тот, где пахнет рыбой. Хотя и нет красивых упаковок и фирменных наклеек. Люди – особенно в прибрежных регионах – в испытывают настоящий голод и по такому рыбному рынку.

Техническое регулирование способно существенно повлияет на оба этих рынка. Для нас важны обе половинки, потому что они создают целое.

Нам важен перерабатывающий кластер, способный работать и на мировом рынке.

Нам важен прибрежный рыбный рынок для людей.

Вот и вопрос. В какой степени существующие стандарты, правила и процедуры контроля, психология и навыки специалистов контрольных органов, и шире – в какой степени сама идеология контрольных органов способствует развитию такого рынка, который ждут потребители и в котором готов работать бизнес?

     Законодательство Таможенного союза в сфере технического регулирования и санитарного контроля пока формируется – поэтому существуют некоторые пробелы.

Например, единые санитарные и гигиенические требования Комиссии Таможенного союза не включают норматив по содержанию глазури. Через «окно уязвимости» на территорию Таможенного союза поступает рыбопродукция с превышением российского норматива содержания глазури.

Порядок применения ветеринарно-санитарных мер при оформлении водных биоресурсов в морских пунктах пропуска размыт и неконкретен, и по этой причине создаёт правовые основания для злоупотреблений. Прореха не только в документах Таможенного союза, но и в российских документах: отсутствуют административные регламенты на некоторые очень важные контрольные процедуры оформления рыбопродукции – и на внутренний рынок, и на экспорт.

К сожалению, национальные отраслевые бизнес-объединения пока наблюдают за происходящим со стороны, не предпринимают даже попыток выбраться из «национальных квартир» и предложить систему регулирования для Таможенного союза в целом.

Пока что национальные отраслевые бизнес-объединения предлагают либо косметическую правку законодательных норм, либо умозрительные общие схемы. Причём и то, и другое зачастую сильно привязано к «административному дизайну» каждого государства в отдельности.

Готовы ли игроки рыбного рынка Таможенного союза по-настоящему участвовать в создании системы регулирования этим рынком или отдадут судьбу своего бизнеса в руки чиновников? Насколько возможны согласованные предложения рыбодобытчиков, рыбопереработчиков и трейдеров?

Ответ на этот вопрос мы увидим в дискуссиях, которые запланированы в рамках конгресса, его круглых столов и конференции и, конечно, в итоговой резолюции.

Только при взаимодействии регуляторов рынка и участников рынка возможно здоровое развитие рыбного рынка Таможенного союза.

Другие публикации

Рыбодобытчики планируют изменить имидж главной рыбы России

Рыбодобытчики планируют изменить имидж главной рыбы России

Президент АДМ Буглак анонсировал планы по изменению имиджа минтая

подробнее
Минтай поплыл на внутренний рынок

Минтай поплыл на внутренний рынок

О том, как российские компании, занимающиеся выловом и переработкой, наращивают свое присутствие на отечественном рынке, какими темпами обновляется рыбопромысловый флот и нужны ли производителям субсидии на транспортировку продукции, ИАА «ПортНьюс» рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.

подробнее
Объем внутренних поставок филе минтая в РФ впервые превысил экспортный

Объем внутренних поставок филе минтая в РФ впервые превысил экспортный

АДМ: поставки филе минтая на внутренний рынок РФ впервые превысили экспортные

подробнее
Х5 и Ассоциация добытчиков минтая заключили соглашение о сотрудничестве

Х5 и Ассоциация добытчиков минтая заключили соглашение о сотрудничестве

Х5 Group, ведущая продуктовая розничная компания России, и Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) объявляют о начале сотрудничества. Документ подписали директор по развитию категорий «ультрафреш» и «фрукты и овощи» торговой сети «Перекрёсток» Александра Сухарева и Президент АДМ Алексей Буглак в рамках Международного рыбопромышленного форума. Соглашение нацелено на поддержку внутреннего спроса на отечественную рыбную продукцию, увеличения ее доступности для российских покупателей и развитие культуры потребления морепродуктов.

подробнее
Экспорт продукции переработки минтая из РФ в Китай за 7 месяцев превысил поставки за весь 2023 год

Экспорт продукции переработки минтая из РФ в Китай за 7 месяцев превысил поставки за весь 2023 год

Москва. 18 сентября. INTERFAX.RU - РФ за семь месяцев этого года экспортировала в Китай 32 тыс. тонн продукции переработки минтая (филе, фарш, сурими), что выше показателя за весь 2023 год – 26 тыс. тонн. Об этом сообщил президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак на международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.

подробнее
Участники рыбного рынка надеются на отмену экспортных пошлин на иваси и минтай

Участники рыбного рынка надеются на отмену экспортных пошлин на иваси и минтай

Вопрос отмены экспортных пошлин на иваси и филе минтая сейчас находится на согласовании в правительстве, рассказали участники рынка на Международном рыбопромышленном форуме.

подробнее