ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ РСПП ПО РЫБНОМУ ХОЗЯЙСТВУ И АКВАКУЛЬТУРЕ Г.С.ЗВЕРЕВА НА VII НА VII ЖДУНАРОДНОМ КОНГРЕССЕ РЫБАКОВ

Уважаемые участники конгресса!

Рыба превратилась в один из самых привлекательных товаров международной торговли. Экспорт рыбы обогнал по объёму выручки экспорт кофе, каучука и бананов вместе взятых. Генератором спроса являются Европа, США и Китай.

Европейский импорт за тридцать лет вырос с 3 млн. до 11 млн. тонн, а в деньгах увеличился в 15 раз. США закупают за рубежом рыбопродукции на 15 млрд. долларов. Но США, Китай и Европа превратили свою зависимость от импортных поставок в способ управления этими поставками.

Как они это сделали? С помощью технического регулирования.

Техническое регулирование и санитарные стандарты резко ограничили рыночную власть добытчиков и переработчиков рыбы. Крупнейшие покупатели рыбопродукции выстроили «коридоры доступа» на собственные национальные рынки. Они  «переналадили» всю индустрию рыбопереработки, сделав её зависимой от себя.

     Это происходит за рубежом. А что у нас?

У нас происходит «завихрение» нескольких мощных «юридических волн». Поверх национальных систем рождается система регулирования рыбного рынка Таможенного союза в целом. Одновременно – новую реальность создаёт вступление России в ВТО.

Заявка России на вступление в ВТО насчитывает 670 страниц – 132 страницы (пятая часть) о техническом регулировании, технических стандартах, санитарно-ветеринарном контроле, о том, что называется «техническими барьерами в торговле».

Наднациональные  нормы права вторгаются в нишу национального законодательства, создавая немыслимые ранее комбинации регуляторов рынка. Острые формы носит дискуссия о способах регулирования не только рыбного – а и продовольственного рынка в целом. Спорят все: государства – члены Таможенного союза, ведомства, претендующие на роль единоличного регулятора рынка, бизнес-объединения, защищающие свои коммерческие интересы, союзы потребителей.

В этом общем споре важно не потерять главную мысль: каким образом обеспечить здоровое развитие Евразийского рыбного рынка?

Участники рынка и потребители связывают свои надежды с одним и тем же документом – Техническим регламентом на рыбную продукцию.

У него трудная судьба. Появившись на свет ещё в 2006 году в виде проекта федерального закона, «рыбный техрегламент» несколько лет не покидал стены профильного комитета. В начале 2009 года законопроект был принят в первом чтении, но тут же попал под удары критиков, а весной 2010 года получил разгромное заключение президента.

В том же 2010 году депутаты перебросили проект техрегламента на новую площадку – в Комиссию Таможенного союза. И всё началось по-новой. Опять согласования, опять разногласия. Обсуждения теперь уже на уровне трёх стран – членов Таможенного союза.

В этом обсуждении уже есть и потери. Потерялась идея отмены ветеринарного сертификата на уловы водных биоресурсов. Странно, потому что в европейском санитарном законодательстве существует порядок оформления уловов водных биоресурсов без ветеринарных сертификатов.

Зато появилась идея ветеринарного сопровождения готовой продукции. Мы с удивлением увидели замечания Министерства сельского хозяйства на проект рыбного техрегламента, которые защищают эту идею.

Сейчас происходит процедура ВГС – внутригосударственного обсуждения проекта «рыбного регламента». Казахстан и Беларусь уже пришли к единому мнению, а российские ведомства до сих пор спорят.

Об этом предстоит детальный разговор завтра – на конференции о техническом регулировании.

Техническое регулирование – это конечно и средство защиты потребителей, и инструмент развития промышленности. Но оно может оказаться и очередным административным барьером.

Российская рыбная отрасль буквально опутана административными барьерами. 32 ведомства и учреждения контролируют рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия, выдавая (или не выдавая в необходимый срок) 511 разрешительных документов.

Попытки хотя бы немного уменьшить эту гору пока не очень успешны. Правительство три года назад издало распоряжение №56 – р, об изменении ветеринарного контроля для добытых уловов. Однако это распоряжение не только не исполнено, но происходят попытки вообще его отменить.

Парадокс в том, что увеличение количества разрешительных документов не приводит к повышению качества контроля. Иначе как объяснить такой факт.

По оценке Роспотребнадзора, рыбопродукция является одной из самых неблагополучных в группе пищевой продукции. По оценке специалистов этого ведомства, уже на этапе производства гигиеническим требованиям не соответствует 5% рыбопродукции. Примерно 6 – 7% импортной продукции поступает с превышением российского норматива по содержанию глазури. Нарушения температурных режимов транспортировки, хранения и реализации обнаруживают в 10% проверенной продукции. Широко распространены неверная маркировка, неправильное указание веса, отсутствие сведений о глазури.

По оценочным данным, примерно 15% рыбопродукции на рынке Таможенного союза либо не соответствует санитарным нормам, либо снабжены недостоверной маркировкой. Почти полмиллиона тонн стоимостью примерно 2 млрд. долларов.

Вот такой получается ребус: с одной стороны, 511 разрешительных документов, с другой стороны – полмиллиона тонн некачественной или небезопасной продукции.

Необходимо признать: существует два уровня рыбного рынка.

Один – это технологичный индустриальный рынок. Аккуратно расфасованный по баночкам и коробочкам. Рынок глубокой переработки. По оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) на этот рынок приходится свыше 40% всей продаваемой в мире рыбопродукции.

Но есть и другой уровень. Не назову его диким или нецивилизованным, это скорее – изначальный рыбный рынок. Тот, где пахнет рыбой. Хотя и нет красивых упаковок и фирменных наклеек. Люди – особенно в прибрежных регионах – в испытывают настоящий голод и по такому рыбному рынку.

Техническое регулирование способно существенно повлияет на оба этих рынка. Для нас важны обе половинки, потому что они создают целое.

Нам важен перерабатывающий кластер, способный работать и на мировом рынке.

Нам важен прибрежный рыбный рынок для людей.

Вот и вопрос. В какой степени существующие стандарты, правила и процедуры контроля, психология и навыки специалистов контрольных органов, и шире – в какой степени сама идеология контрольных органов способствует развитию такого рынка, который ждут потребители и в котором готов работать бизнес?

     Законодательство Таможенного союза в сфере технического регулирования и санитарного контроля пока формируется – поэтому существуют некоторые пробелы.

Например, единые санитарные и гигиенические требования Комиссии Таможенного союза не включают норматив по содержанию глазури. Через «окно уязвимости» на территорию Таможенного союза поступает рыбопродукция с превышением российского норматива содержания глазури.

Порядок применения ветеринарно-санитарных мер при оформлении водных биоресурсов в морских пунктах пропуска размыт и неконкретен, и по этой причине создаёт правовые основания для злоупотреблений. Прореха не только в документах Таможенного союза, но и в российских документах: отсутствуют административные регламенты на некоторые очень важные контрольные процедуры оформления рыбопродукции – и на внутренний рынок, и на экспорт.

К сожалению, национальные отраслевые бизнес-объединения пока наблюдают за происходящим со стороны, не предпринимают даже попыток выбраться из «национальных квартир» и предложить систему регулирования для Таможенного союза в целом.

Пока что национальные отраслевые бизнес-объединения предлагают либо косметическую правку законодательных норм, либо умозрительные общие схемы. Причём и то, и другое зачастую сильно привязано к «административному дизайну» каждого государства в отдельности.

Готовы ли игроки рыбного рынка Таможенного союза по-настоящему участвовать в создании системы регулирования этим рынком или отдадут судьбу своего бизнеса в руки чиновников? Насколько возможны согласованные предложения рыбодобытчиков, рыбопереработчиков и трейдеров?

Ответ на этот вопрос мы увидим в дискуссиях, которые запланированы в рамках конгресса, его круглых столов и конференции и, конечно, в итоговой резолюции.

Только при взаимодействии регуляторов рынка и участников рынка возможно здоровое развитие рыбного рынка Таможенного союза.

Другие публикации

Предложения АДМ учтены в заключении об ОРВ проекта новых правил выдачи разрешений

Предложения АДМ учтены в заключении об ОРВ проекта новых правил выдачи разрешений

Минэкономразвития России подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на проект новых Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулировании разрешений на добычу водных биоресурсов. В заключении министерство поддержало ряд предложений Ассоциации добытчиков минтая в рамках публичных консультаций.

подробнее
КРДВ и Ассоциация добытчиков минтая совместно сформируют новые подходы развития отрасли

КРДВ и Ассоциация добытчиков минтая совместно сформируют новые подходы развития отрасли

Во Владивостоке в ходе работы ВЭФ-2022 Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) подписали соглашение о сотрудничестве. Подписи на документе поставили заместитель генерального директора КРДВ по развитию рыбохозяйственного комплекса Иван Новиков и президент АДМ Алексей Буглак.

подробнее
АДМ предложила доработать проект новых правил выдачи разрешений на вылов

АДМ предложила доработать проект новых правил выдачи разрешений на вылов

Ассоциация добытчиков минтая приняла участие в публичных консультациях в рамках оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства РФ «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений». В частности, АДМ обратила внимание на необходимость решения проблемы со сроками действия разрешений на вылов для минимизации потерь и издержек рыбопромышленников.

подробнее
АДМ подготовила предложения по доработке правил рыболовства для Дальневосточного бассейна

АДМ подготовила предложения по доработке правил рыболовства для Дальневосточного бассейна

Ассоциация добытчиков минтая в рамках процедуры общественного обсуждения подготовила заключение на проект приказа Минсельхоза России «О внесении изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 мая 2022 г. №285». В частности, АДМ обратила внимание на юридическую коллизию в части учета уловов и продукции из них, невозможность реализации в море требования по учету прилова молоди в килограммах и на ряд юридико-технических недочетов.

подробнее
Алексей Буглак вошел в ТОП-50 самых цитируемых руководителей российских отраслевых объединений в СМИ

Алексей Буглак вошел в ТОП-50 самых цитируемых руководителей российских отраслевых объединений в СМИ

Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак вошел в рейтинг ТОП-50 первых лиц отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой, а сама АДМ заняла второе место по коммуникационной активности в публичном поле в секторе «рыбная промышленность». Об этом свидетельствуют результаты независимого исследования Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и Компании развития общественных связей (КРОС) «Ландшафт влияния».

подробнее
Поздравление президента АДМ Алексея Буглака с Днем рыбака

Поздравление президента АДМ Алексея Буглака с Днем рыбака

Уважаемые коллеги! Коллектив Ассоциации добытчиков минтая поздравляет Вас с профессиональным праздником – Днём рыбака!

подробнее