Выступление Г.С. Зверева на третьем всероссийском съезде работников рыбохозяйственного комплекса

Уважаемые участники съезда!

Начну с признания. Сегодня в России нет современной высокотехнологичной индустрии добычи, переработки, доставки и хранения рыбы и рыбопродукции. Есть островки эффективных и финансово прибыльных производств (а это не всегда одно и то же). Поэтому всё, о чём думают, говорят и спорят в отрасли, — техническое перевооружение, повышение производительности труда, увеличение инвестиций — всё это называется одним словом: индустриализация.

Каковы основные условия успешной индустриализации рыбохозяйственного комплекса!

В первую очередь — правила для бизнеса. Долголетние квоты, без всякого сомнения, изменили мотивацию бизнеса и оздоровили отрасль. Однако капиталоёмкие отрасли нуждаются ещё и в «финансовом топливе». Для капиталоёмких отраслей одних только правил регулирования недостаточно. Если, конечно, это не естественные монополии или поставщики базовых экономических ресурсов мирового уровня. Рыбная отрасль не относится ни к тем, ни к другим.

Поэтому кроме правил для бизнеса необходима инфраструктура. Вопрос государственной важности — доставка рыбопродукции из Дальнего Востока к основным центрам рыбопереработки и потребления. Сейчас существует сильное «логистическое трение»: техническая изношенность специализированного подвижного состава, завышенные коммерческие аппетиты монополиста — ОАО «РЖД». Они приводят к резкому сезонному удорожанию стоимости доставки, а в целом — делают продвижение рыбопродукции на российский рынок малокомфортным и затратным.

Приведу пример. ОАО «РЖД» перевозит ежегодно около 600 тысяч тонн рыбопродукции. Более половины — из Владивостока. Но несмотря на приличную прибыль деньги в развитие припортовых путей для рыбных терминалов не вкладывают. На станции «Мыс Чуркин» до сих пор переводят вручную железнодорожные стрелки!

Инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру — лучшее лекарство для «порванных сухожилий», которые связывают районы промысла и рынки сбыта. Поэтому считаем важным обратиться в Правительство с предложением включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» деньги на развитие припортовых мощностей в ключевых точках перевалки рыбопродукции. Одновременно предлагаем снизить тарифы на ледокольное сопровождение рыбопродукции Севморпутём, потому что конкуренция заставит шевелиться и железнодорожников, и портовиков.

Важным условием успешной индустриализации является налоговая поддержка добычи и рыбопереработки. Государство установило две системные налоговые льготы. Но одна получила серьёзную «родовую травму», а второй — вообще угрожает отмена.

В 2008 году на рыбную отрасль был распространён единый сельхозналог. Однако под этот налоговый режим не попали рыбодобывающие предприятия с численностью занятых свыше 300 человек, а также береговые рыбоперерабатывающие предприятия. Из-за этого реальная эффективность единого сельхозналога в рыбной отрасли невелика. Предлагаем исправить закон и допустить к единому сельхозналогу крупный рыбацкий бизнес и береговую рыбопереработку.

В 2008 году были снижены ставки сбора за пользование водными биоресурсами. Предприятия уплачивают не полную ставку сбора, а 15%. Это позволило снизить налоговую нагрузку в отрасли с 22 млрд. рублей до 18 млрд. Это позволило смягчить удар высоких цен на топливо. Но! Россия вступила в ВТО. Льгота по ставке сбора за водные биоресурсы в соответствии с методологией ВТО имеет признаки налогового субсидирования. Поэтому её придётся либо отменить, либо добиться включения в список разрешённых субсидий. Квота разрешённых субсидий уже установлена на уровне 4 млрд. долларов и «втиснуть» в неё ещё 130 млн. долларов будет затруднительно. Поэтому мы предлагаем снизить нормативные ставки сбора за пользование водными биоресурсами до фактического льготного уровня. В этом случае налоговая льгота станет «невидимой» для правил ВТО, но сохранится для отрасли.

Важнейшим условием успешной индустриализации является импорт технологий и оборудования. Это выгодный способ получить самые современные разработки, на создание которых за рубежом ушли годы и громадные средства. Предлагаем ввести на период до 2017 года «таможенную амнистию» для построенных за рубежом рыбопромысловых судов. Напомню, что cоздавая новые отрасли народного хозяйства, возрождая производство, Россия всегда широко использовала зарубежное оборудование и технологии. Когда строила Транссиб, когда строила Днепрогэс и Магнитку, когда строила газопроводы! Технологическая замкнутость, экономический запрет строительства флота за рубежом, идеи «чучхе» для гражданского сектора судостроения и судоремонта — это верный способ потерять эту отрасль и затормозить техническое обновление рыбохозяйственного комплекса.

Безусловно, важнейшим условием успешной индустриализации являются частные инвестиции. К сожалению, вынужден отметить самоуспокоенность части бизнеса. Внутренняя потребность бизнеса в технологическом обновлении, конечно, существует, но её голос звучит пока недостаточно. Его заглушают другие голоса: неуверенность в будущем, устоявшиеся привычки, предпринимательская инерция. Уверен, что самоуспокоенность бизнеса постепенно проходит, конкуренция в отрасли, давление рынка заставляют избавляться от прежних привычек, отказываться от «выжимания» прибыли из устаревшего оборудования.

Индустриальное обновление рыбохозяйственного комплекса уже не является заоблачной мечтой. Это практическая задача, в неодинаковой мере, но разделяемая всеми участниками рынка. «Сухой остаток» Съезда я вижу в том, что мы утвердим основные механизмы индустриального обновления важного сектора отечественной экономики.

Другие публикации

Губернатор Камчатки принял участие в мастер-классе по приготовлению супа из «Дальневосточного минтая»

Губернатор Камчатки принял участие в мастер-классе по приготовлению супа из «Дальневосточного минтая»

Гости камчатского фестиваля «Снежный путь» смогли попробовать суп из минтая, приготовленный известным шеф-поваром, телеведущим Василием Емельяненко при участии губернатора Камчатского края Владимира Солодова. Необычный мастер-класс организовала Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) в рамках программы популяризации главного промыслового ресурса России – «Дальневосточного минтая».

подробнее
За пять лет поставки российской минтаевой продукции на внутренний рынок выросли в 1,5 раза

За пять лет поставки российской минтаевой продукции на внутренний рынок выросли в 1,5 раза

За пять лет объем поставок отечественной минтаевой продукции на внутренний вырос на 52%, достигнув по итогам 2023 года 193 тыс. тонн или 12,2% от общего потребления рыбопродукции в России. При этом доля внутреннего рынка в вылове достигла 21% против 15% в 2019 году. Такие данные содержаться в ежегодном обзоре Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) о ситуации на российском рыбном рынке.

подробнее
Кейс «Дальневосточного минтая» изучили на экспертной панели в рамках выставки-форума «Россия»

Кейс «Дальневосточного минтая» изучили на экспертной панели в рамках выставки-форума «Россия»

Популяризация рыбы в России стала одной из тем Дня сельского хозяйства на международной выставке-форуме «Россия» 9 февраля. Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак в ходе профильной дискуссии рассказал об опыте запуска первой в стране программы продвижения «рыбного» бренда – «Дальневосточный минтай».

подробнее
За четыре месяца о «Дальневосточном минтае» узнали 50 млн россиян

За четыре месяца о «Дальневосточном минтае» узнали 50 млн россиян

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) подвела итоги промежуточного этапа первой в стране программы по продвижению категорийного «рыбного» бренда – «Дальневосточный минтай». С сентября 2023 года по конец января 2024 года «по-новому открыли» для себя минтай около 50 млн россиян. Этому предшествовала большая работа по созданию визуальной концепции бренда, имиджевых материалов, запуску сайта и соцсетей проекта и привлечению известных в стране блогеров.

подробнее
Российские минтайщики завершили 2023 год рекордом по вылову

Российские минтайщики завершили 2023 год рекордом по вылову

По данным Ассоциации добытчиком минтая (АДМ), общий вылов минтая в 2023 году достиг 1,96 млн тонн, на 3% превысив к показатель 2022 года. Этот результат стал рекордным за минувшие 25 лет. Совокупный объем производства продукции из минтая вырос на 7,4%, до 1088 тыс. тонн.

подробнее
ТАСС: ситуация в Красном море может снизить рентабельность рыбаков при поставках в ЕС

ТАСС: ситуация в Красном море может снизить рентабельность рыбаков при поставках в ЕС

Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак отметил, что происходящее вынудило операторов контейнерных сервисов менять маршрут в обход африканского региона, что увеличило расстояние и время доставки

подробнее