Выступление Г.С. Зверева на третьем всероссийском съезде работников рыбохозяйственного комплекса

Уважаемые участники съезда!

Начну с признания. Сегодня в России нет современной высокотехнологичной индустрии добычи, переработки, доставки и хранения рыбы и рыбопродукции. Есть островки эффективных и финансово прибыльных производств (а это не всегда одно и то же). Поэтому всё, о чём думают, говорят и спорят в отрасли, — техническое перевооружение, повышение производительности труда, увеличение инвестиций — всё это называется одним словом: индустриализация.

Каковы основные условия успешной индустриализации рыбохозяйственного комплекса!

В первую очередь — правила для бизнеса. Долголетние квоты, без всякого сомнения, изменили мотивацию бизнеса и оздоровили отрасль. Однако капиталоёмкие отрасли нуждаются ещё и в «финансовом топливе». Для капиталоёмких отраслей одних только правил регулирования недостаточно. Если, конечно, это не естественные монополии или поставщики базовых экономических ресурсов мирового уровня. Рыбная отрасль не относится ни к тем, ни к другим.

Поэтому кроме правил для бизнеса необходима инфраструктура. Вопрос государственной важности — доставка рыбопродукции из Дальнего Востока к основным центрам рыбопереработки и потребления. Сейчас существует сильное «логистическое трение»: техническая изношенность специализированного подвижного состава, завышенные коммерческие аппетиты монополиста — ОАО «РЖД». Они приводят к резкому сезонному удорожанию стоимости доставки, а в целом — делают продвижение рыбопродукции на российский рынок малокомфортным и затратным.

Приведу пример. ОАО «РЖД» перевозит ежегодно около 600 тысяч тонн рыбопродукции. Более половины — из Владивостока. Но несмотря на приличную прибыль деньги в развитие припортовых путей для рыбных терминалов не вкладывают. На станции «Мыс Чуркин» до сих пор переводят вручную железнодорожные стрелки!

Инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру — лучшее лекарство для «порванных сухожилий», которые связывают районы промысла и рынки сбыта. Поэтому считаем важным обратиться в Правительство с предложением включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» деньги на развитие припортовых мощностей в ключевых точках перевалки рыбопродукции. Одновременно предлагаем снизить тарифы на ледокольное сопровождение рыбопродукции Севморпутём, потому что конкуренция заставит шевелиться и железнодорожников, и портовиков.

Важным условием успешной индустриализации является налоговая поддержка добычи и рыбопереработки. Государство установило две системные налоговые льготы. Но одна получила серьёзную «родовую травму», а второй — вообще угрожает отмена.

В 2008 году на рыбную отрасль был распространён единый сельхозналог. Однако под этот налоговый режим не попали рыбодобывающие предприятия с численностью занятых свыше 300 человек, а также береговые рыбоперерабатывающие предприятия. Из-за этого реальная эффективность единого сельхозналога в рыбной отрасли невелика. Предлагаем исправить закон и допустить к единому сельхозналогу крупный рыбацкий бизнес и береговую рыбопереработку.

В 2008 году были снижены ставки сбора за пользование водными биоресурсами. Предприятия уплачивают не полную ставку сбора, а 15%. Это позволило снизить налоговую нагрузку в отрасли с 22 млрд. рублей до 18 млрд. Это позволило смягчить удар высоких цен на топливо. Но! Россия вступила в ВТО. Льгота по ставке сбора за водные биоресурсы в соответствии с методологией ВТО имеет признаки налогового субсидирования. Поэтому её придётся либо отменить, либо добиться включения в список разрешённых субсидий. Квота разрешённых субсидий уже установлена на уровне 4 млрд. долларов и «втиснуть» в неё ещё 130 млн. долларов будет затруднительно. Поэтому мы предлагаем снизить нормативные ставки сбора за пользование водными биоресурсами до фактического льготного уровня. В этом случае налоговая льгота станет «невидимой» для правил ВТО, но сохранится для отрасли.

Важнейшим условием успешной индустриализации является импорт технологий и оборудования. Это выгодный способ получить самые современные разработки, на создание которых за рубежом ушли годы и громадные средства. Предлагаем ввести на период до 2017 года «таможенную амнистию» для построенных за рубежом рыбопромысловых судов. Напомню, что cоздавая новые отрасли народного хозяйства, возрождая производство, Россия всегда широко использовала зарубежное оборудование и технологии. Когда строила Транссиб, когда строила Днепрогэс и Магнитку, когда строила газопроводы! Технологическая замкнутость, экономический запрет строительства флота за рубежом, идеи «чучхе» для гражданского сектора судостроения и судоремонта — это верный способ потерять эту отрасль и затормозить техническое обновление рыбохозяйственного комплекса.

Безусловно, важнейшим условием успешной индустриализации являются частные инвестиции. К сожалению, вынужден отметить самоуспокоенность части бизнеса. Внутренняя потребность бизнеса в технологическом обновлении, конечно, существует, но её голос звучит пока недостаточно. Его заглушают другие голоса: неуверенность в будущем, устоявшиеся привычки, предпринимательская инерция. Уверен, что самоуспокоенность бизнеса постепенно проходит, конкуренция в отрасли, давление рынка заставляют избавляться от прежних привычек, отказываться от «выжимания» прибыли из устаревшего оборудования.

Индустриальное обновление рыбохозяйственного комплекса уже не является заоблачной мечтой. Это практическая задача, в неодинаковой мере, но разделяемая всеми участниками рынка. «Сухой остаток» Съезда я вижу в том, что мы утвердим основные механизмы индустриального обновления важного сектора отечественной экономики.

Другие публикации

Рыбодобытчики планируют изменить имидж главной рыбы России

Рыбодобытчики планируют изменить имидж главной рыбы России

Президент АДМ Буглак анонсировал планы по изменению имиджа минтая

подробнее
Минтай поплыл на внутренний рынок

Минтай поплыл на внутренний рынок

О том, как российские компании, занимающиеся выловом и переработкой, наращивают свое присутствие на отечественном рынке, какими темпами обновляется рыбопромысловый флот и нужны ли производителям субсидии на транспортировку продукции, ИАА «ПортНьюс» рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.

подробнее
Объем внутренних поставок филе минтая в РФ впервые превысил экспортный

Объем внутренних поставок филе минтая в РФ впервые превысил экспортный

АДМ: поставки филе минтая на внутренний рынок РФ впервые превысили экспортные

подробнее
Х5 и Ассоциация добытчиков минтая заключили соглашение о сотрудничестве

Х5 и Ассоциация добытчиков минтая заключили соглашение о сотрудничестве

Х5 Group, ведущая продуктовая розничная компания России, и Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) объявляют о начале сотрудничества. Документ подписали директор по развитию категорий «ультрафреш» и «фрукты и овощи» торговой сети «Перекрёсток» Александра Сухарева и Президент АДМ Алексей Буглак в рамках Международного рыбопромышленного форума. Соглашение нацелено на поддержку внутреннего спроса на отечественную рыбную продукцию, увеличения ее доступности для российских покупателей и развитие культуры потребления морепродуктов.

подробнее
Экспорт продукции переработки минтая из РФ в Китай за 7 месяцев превысил поставки за весь 2023 год

Экспорт продукции переработки минтая из РФ в Китай за 7 месяцев превысил поставки за весь 2023 год

Москва. 18 сентября. INTERFAX.RU - РФ за семь месяцев этого года экспортировала в Китай 32 тыс. тонн продукции переработки минтая (филе, фарш, сурими), что выше показателя за весь 2023 год – 26 тыс. тонн. Об этом сообщил президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак на международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.

подробнее
Участники рыбного рынка надеются на отмену экспортных пошлин на иваси и минтай

Участники рыбного рынка надеются на отмену экспортных пошлин на иваси и минтай

Вопрос отмены экспортных пошлин на иваси и филе минтая сейчас находится на согласовании в правительстве, рассказали участники рынка на Международном рыбопромышленном форуме.

подробнее