Выступление Г.С. Зверева на третьем всероссийском съезде работников рыбохозяйственного комплекса

Уважаемые участники съезда!

Начну с признания. Сегодня в России нет современной высокотехнологичной индустрии добычи, переработки, доставки и хранения рыбы и рыбопродукции. Есть островки эффективных и финансово прибыльных производств (а это не всегда одно и то же). Поэтому всё, о чём думают, говорят и спорят в отрасли, — техническое перевооружение, повышение производительности труда, увеличение инвестиций — всё это называется одним словом: индустриализация.

Каковы основные условия успешной индустриализации рыбохозяйственного комплекса!

В первую очередь — правила для бизнеса. Долголетние квоты, без всякого сомнения, изменили мотивацию бизнеса и оздоровили отрасль. Однако капиталоёмкие отрасли нуждаются ещё и в «финансовом топливе». Для капиталоёмких отраслей одних только правил регулирования недостаточно. Если, конечно, это не естественные монополии или поставщики базовых экономических ресурсов мирового уровня. Рыбная отрасль не относится ни к тем, ни к другим.

Поэтому кроме правил для бизнеса необходима инфраструктура. Вопрос государственной важности — доставка рыбопродукции из Дальнего Востока к основным центрам рыбопереработки и потребления. Сейчас существует сильное «логистическое трение»: техническая изношенность специализированного подвижного состава, завышенные коммерческие аппетиты монополиста — ОАО «РЖД». Они приводят к резкому сезонному удорожанию стоимости доставки, а в целом — делают продвижение рыбопродукции на российский рынок малокомфортным и затратным.

Приведу пример. ОАО «РЖД» перевозит ежегодно около 600 тысяч тонн рыбопродукции. Более половины — из Владивостока. Но несмотря на приличную прибыль деньги в развитие припортовых путей для рыбных терминалов не вкладывают. На станции «Мыс Чуркин» до сих пор переводят вручную железнодорожные стрелки!

Инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру — лучшее лекарство для «порванных сухожилий», которые связывают районы промысла и рынки сбыта. Поэтому считаем важным обратиться в Правительство с предложением включить в инвестиционную программу ОАО «РЖД» деньги на развитие припортовых мощностей в ключевых точках перевалки рыбопродукции. Одновременно предлагаем снизить тарифы на ледокольное сопровождение рыбопродукции Севморпутём, потому что конкуренция заставит шевелиться и железнодорожников, и портовиков.

Важным условием успешной индустриализации является налоговая поддержка добычи и рыбопереработки. Государство установило две системные налоговые льготы. Но одна получила серьёзную «родовую травму», а второй — вообще угрожает отмена.

В 2008 году на рыбную отрасль был распространён единый сельхозналог. Однако под этот налоговый режим не попали рыбодобывающие предприятия с численностью занятых свыше 300 человек, а также береговые рыбоперерабатывающие предприятия. Из-за этого реальная эффективность единого сельхозналога в рыбной отрасли невелика. Предлагаем исправить закон и допустить к единому сельхозналогу крупный рыбацкий бизнес и береговую рыбопереработку.

В 2008 году были снижены ставки сбора за пользование водными биоресурсами. Предприятия уплачивают не полную ставку сбора, а 15%. Это позволило снизить налоговую нагрузку в отрасли с 22 млрд. рублей до 18 млрд. Это позволило смягчить удар высоких цен на топливо. Но! Россия вступила в ВТО. Льгота по ставке сбора за водные биоресурсы в соответствии с методологией ВТО имеет признаки налогового субсидирования. Поэтому её придётся либо отменить, либо добиться включения в список разрешённых субсидий. Квота разрешённых субсидий уже установлена на уровне 4 млрд. долларов и «втиснуть» в неё ещё 130 млн. долларов будет затруднительно. Поэтому мы предлагаем снизить нормативные ставки сбора за пользование водными биоресурсами до фактического льготного уровня. В этом случае налоговая льгота станет «невидимой» для правил ВТО, но сохранится для отрасли.

Важнейшим условием успешной индустриализации является импорт технологий и оборудования. Это выгодный способ получить самые современные разработки, на создание которых за рубежом ушли годы и громадные средства. Предлагаем ввести на период до 2017 года «таможенную амнистию» для построенных за рубежом рыбопромысловых судов. Напомню, что cоздавая новые отрасли народного хозяйства, возрождая производство, Россия всегда широко использовала зарубежное оборудование и технологии. Когда строила Транссиб, когда строила Днепрогэс и Магнитку, когда строила газопроводы! Технологическая замкнутость, экономический запрет строительства флота за рубежом, идеи «чучхе» для гражданского сектора судостроения и судоремонта — это верный способ потерять эту отрасль и затормозить техническое обновление рыбохозяйственного комплекса.

Безусловно, важнейшим условием успешной индустриализации являются частные инвестиции. К сожалению, вынужден отметить самоуспокоенность части бизнеса. Внутренняя потребность бизнеса в технологическом обновлении, конечно, существует, но её голос звучит пока недостаточно. Его заглушают другие голоса: неуверенность в будущем, устоявшиеся привычки, предпринимательская инерция. Уверен, что самоуспокоенность бизнеса постепенно проходит, конкуренция в отрасли, давление рынка заставляют избавляться от прежних привычек, отказываться от «выжимания» прибыли из устаревшего оборудования.

Индустриальное обновление рыбохозяйственного комплекса уже не является заоблачной мечтой. Это практическая задача, в неодинаковой мере, но разделяемая всеми участниками рынка. «Сухой остаток» Съезда я вижу в том, что мы утвердим основные механизмы индустриального обновления важного сектора отечественной экономики.

Другие публикации

Предложения АДМ учтены в заключении об ОРВ проекта новых правил выдачи разрешений

Предложения АДМ учтены в заключении об ОРВ проекта новых правил выдачи разрешений

Минэкономразвития России подготовило отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на проект новых Правил оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулировании разрешений на добычу водных биоресурсов. В заключении министерство поддержало ряд предложений Ассоциации добытчиков минтая в рамках публичных консультаций.

подробнее
КРДВ и Ассоциация добытчиков минтая совместно сформируют новые подходы развития отрасли

КРДВ и Ассоциация добытчиков минтая совместно сформируют новые подходы развития отрасли

Во Владивостоке в ходе работы ВЭФ-2022 Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики и Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) подписали соглашение о сотрудничестве. Подписи на документе поставили заместитель генерального директора КРДВ по развитию рыбохозяйственного комплекса Иван Новиков и президент АДМ Алексей Буглак.

подробнее
АДМ предложила доработать проект новых правил выдачи разрешений на вылов

АДМ предложила доработать проект новых правил выдачи разрешений на вылов

Ассоциация добытчиков минтая приняла участие в публичных консультациях в рамках оценки регулирующего воздействия проекта постановления Правительства РФ «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений». В частности, АДМ обратила внимание на необходимость решения проблемы со сроками действия разрешений на вылов для минимизации потерь и издержек рыбопромышленников.

подробнее
АДМ подготовила предложения по доработке правил рыболовства для Дальневосточного бассейна

АДМ подготовила предложения по доработке правил рыболовства для Дальневосточного бассейна

Ассоциация добытчиков минтая в рамках процедуры общественного обсуждения подготовила заключение на проект приказа Минсельхоза России «О внесении изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утверждённые приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 мая 2022 г. №285». В частности, АДМ обратила внимание на юридическую коллизию в части учета уловов и продукции из них, невозможность реализации в море требования по учету прилова молоди в килограммах и на ряд юридико-технических недочетов.

подробнее
Алексей Буглак вошел в ТОП-50 самых цитируемых руководителей российских отраслевых объединений в СМИ

Алексей Буглак вошел в ТОП-50 самых цитируемых руководителей российских отраслевых объединений в СМИ

Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак вошел в рейтинг ТОП-50 первых лиц отраслевых и бизнес-объединений по их представленности в ведущих масс-медиа, работающих с деловой тематикой, а сама АДМ заняла второе место по коммуникационной активности в публичном поле в секторе «рыбная промышленность». Об этом свидетельствуют результаты независимого исследования Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) и Компании развития общественных связей (КРОС) «Ландшафт влияния».

подробнее
Поздравление президента АДМ Алексея Буглака с Днем рыбака

Поздравление президента АДМ Алексея Буглака с Днем рыбака

Уважаемые коллеги! Коллектив Ассоциации добытчиков минтая поздравляет Вас с профессиональным праздником – Днём рыбака!

подробнее