Китайские переработчики белой рыбы, а также поставщики пангасиуса и других недорогих видов по все миру наблюдают возросший спрос на данную продукцию в КНР по мере активного развития заведений общественного питания и услуг электронной коммерции. Заместитель генерального директора Yangjiang Xincheng Aquatic Producers Ли Чживэнь отмечает, что потенциал продаж белой рыбы в КНР практически безграничен на фоне роста популярности рыбных ресторанов массового сегмента. Сети ресторанов, предлагающих блюда из морепродуктов по низким ценам, ведут активную экспансию. Так, сеть Tai Er планирует открыть в этом году еще до 100 ресторанов в Китае и до 20 за рубежом.
Мнение эксперта
Алексей Буглак, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ):
«Китай — один из крупнейших потребителей морепродуктов в мире и одно из наиболее значимых направлений российского рыбного экспорта. Россия, в свою очередь, является вторым по величине поставщиком рыбы в Китай (после Эквадора). В стоимостном выражении экспорт российской рыбы в КНР по итогам 2023 года достиг 2,9 млрд долл., из которых около 1,6 млрд долл. приходилось на мороженую рыбу и 1,2 млрд долл. на ракообразных. В категории мороженой рыбы выделяются четыре основные экспортные позиции: минтай (642 млн долл.), треска (345 млн долл.), тихоокеанские лососи (160 млн долл.) и мороженая сардина (153 млн долл.). Рост спроса на белую рыбу на китайском внутреннем рынке открывает хорошие возможности для российских экспортеров. Несмотря на особенности потребления рыбы в стране, имеется огромный потенциал, особенно в сегменте недорогой и высококачественной дикой морской рыбы. Россия, в отличие от своих зарубежных конкурентов — поставщиков аквакультурных тилапии и пангасиуса, может обеспечить этот спрос, в том числе за счет продаж сопоставимой по цене, но гораздо более полезной и качественной продукции — минтаевой. Сегодня минтай формирует более 40% экспорта российской мороженой рыбы в Китай. Мы основной поставщик мороженого минтая в КНР: в 2023 году доля России составила 95%. По сравнению с 2019 годом китайский импорт минтая снизился на 14%, что обусловлено несколькими факторами, в том числе увеличением глубокой переработки на российских судах, а также снижением переработки в самом Китае и, как следствие, снижением реэкспорта. При этом темпы сокращения реэкспорта минтая из КНР в два раза ниже темпов уменьшения его импорта, что свидетельствует о росте потребления минтая внутри Китая. В настоящее время цена на российский мороженый минтай значительно снизилась, что способствует росту популярности этого вида на внутреннем рынке Китая. Рост цен на российскую треску и сокращение ее поставок на фоне уменьшения вылова также делают минтай более привлекательным продуктом для китайского рынка».