Рыбакам открывают Китай

Процесс согласования доступа на этот рынок могут ускорить

Российские рыбопромышленники продолжают попытки получить новые возможности для работы на одном из ключевых иностранных рынков — Китае. В дополнение к расширению перечня экспортных водных биоресурсов они хотят облегчить доступ на рынок для новых судов и заводов. Сейчас процесс согласования занимает до полутора лет, из-за чего инвесторы могут терять десятки миллионов долларов потенциальной выручки в год. А из-за пандемии сроки согласования могут дополнительно вырасти.

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Россельхознадзору рассмотреть на профильной российско-китайской рабочей группе вопрос обновления списков экспортеров водных биоресурсов в КНР. Также служба совместно с МИДом и Минсельхозом должна направить китайской стороне предложение установить сроки и периодичность рассмотрения заявок от экспортеров. Такие поручения есть в протоколе совещания у госпожи Абрамченко, с копией которого ознакомился «Ъ». Вопрос может быть включен в повестку очередного заседания подкомиссии по сельскому хозяйству российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Представитель вице-премьера Марта Галичева подтвердила направление поручений.

Это не первая попытка рыбопромышленников расширить доступ на рынок КНР за последнее время. Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья уже попросила внести в перечень разрешенных для экспорта в Китай редкие и высокорентабельные виды, что позволит увеличить продажи на $120 млн в год (см. «Ъ» от 25 сентября).

Новая инициатива исходила от Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). По словам президента АСРФ Алексея Осинцева, сейчас обновление списка экспортеров занимает до полутора лет. Проблема сохраняется, даже учитывая, что еще в 2019 году Россия и Китай договорились о рассмотрении заявок на обновление в течение 20 дней, добавляет он. Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отмечает, что на Китай приходится около 61% российского рыбного экспорта, в 2019 года объем поставок превысил 1,09 млн на $3,27 млрд. Длительные сроки согласования приводят к значительным финансовым потерям и несут риски для окупаемости инвестиционных проектов, говорит господин Зверев.

Русская рыбопромышленная компания Глеба Франка поставляет в Китай минтай для дальнейшей переработки, но планирует экспортировать филе и фарш после ввода новых супертраулеров, которые строятся по программе инвестиционных квот.

Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников говорит, что срок включения предприятия или судна в перечень и раньше занимал много времени, а в период пандемии может еще больше затянуться. Как отмечает Герман Зверев, процедура экспорта рыбной продукции в страны ЕС и Корею занимает около трех месяцев, а сроки утверждения «китайских списков» не регламентированы. ВАРПЭ предлагала на межправительственном уровне принять регламент, устанавливающий сроки согласования до двух месяцев.

В пресс-службе МИДа и Минсельхоза перенаправили вопросы «Ъ» в Россельхознадзор. Там пояснили, что в список включены 900 российских рыбоперерабатывающих предприятий и судов. В ведомстве добавили, что заинтересованы, чтобы процесс обновления списков занимал минимум времени. В Минсельхозе КНР получить комментарий не удалось.

Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак говорит, что потенциальные издержки экспортеров в данном случае зависят от объема выпуска продукции. Так, по его оценкам, крупнотоннажный траулер способен производить продукции на $40-45 млн в год, а береговой завод — на $20-25 млн. Герман Зверев уточняет, что в этом году на Дальнем Востоке должны быть введены в эксплуатацию четыре завода общей мощностью около 130 тыс. тонн в год. По оценкам ВАРПЭ, из-за затягивания сроков включения предприятий в «китайские списки» потенциальная упущенная выгода может достигать $180 млн в год.

ЦИТАТА

В связи со снижением спроса со стороны наших основных импортеров (рыбной продукции. — «Ъ»), особенно Китая, экспортные показатели немного просели

— Илья Шестаков, глава Росрыболовства, сентябрь, Fishnews

 

 

Коммерсантъ, Москва

Другие публикации

Эксперт заявил, что вылов минтая в РФ по итогам 2023 года может составить около 2 млн тонн

Эксперт заявил, что вылов минтая в РФ по итогам 2023 года может составить около 2 млн тонн

Это на 4% выше показателя за 2022 год, отметил президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.

подробнее
Ассоциация добытчиков минтая представила первый в России «рыбный» категорийный бренд

Ассоциация добытчиков минтая представила первый в России «рыбный» категорийный бренд

28 сентября в рамках официальной программы Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) провела презентацию категорийного бренда «Дальневосточный минтай». Это первый комплексный проект по продвижению рыбной продукции в стране, реализация которого позволит вдвое увеличить потребление минтая в России, до 350 тыс. тонн.

подробнее
АДМ презентует на МРФ-2023 первую в стране кампанию по популяризации рыбной продукции

АДМ презентует на МРФ-2023 первую в стране кампанию по популяризации рыбной продукции

28 сентября в рамках официальной программы Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) проведет презентацию категорийного бренда «Дальневосточный минтай», а также маркетинговой программы по его популяризации в России. Это первый комплексный проект по продвижению рыбной продукции в стране.

подробнее
КоммерсантЪ: Рыбаки проявили медосмотрительность

КоммерсантЪ: Рыбаки проявили медосмотрительность

Вступившие в силу новые требования к медосмотру членов экипажа судов вызвали беспокойство рыбопромышленников. Число обследований выросло с 10 до 17-29 процедур, а общие годовые затраты бизнеса - почти в четыре раза, до 1,16 млрд руб. Ассоциация добытчиков минтая попросила Минэкономики провести оценку фактического воздействия новых требований. Но эта процедура, предупреждают юристы, может затянуться и не гарантировать результат.

подробнее
Президент АДМ Алексей Буглак вошел в топ-50 самых медийных руководителей бизнес-объедений России

Президент АДМ Алексей Буглак вошел в топ-50 самых медийных руководителей бизнес-объедений России

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) заняла второе место в рейтинге самых медийных ассоциацией рыбной отрасли в стране. Президент АДМ Алексей Буглак вошел в топ-50 самых цитируемых в СМИ первых лиц деловых объединений. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Ландшафт влияния» по результатам 2022 года.

подробнее
Поставки российского минтая на внутренний рынок могут вырасти на 30% по итогам года

Поставки российского минтая на внутренний рынок могут вырасти на 30% по итогам года

По прогнозам Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), по итогам года объем поставок продукции из минтая отечественного производства на внутренний рынок России может достичь 240 тыс. тонн – это на 30% больше показателя 2022 года.

подробнее