Рыбакам открывают Китай

Процесс согласования доступа на этот рынок могут ускорить

Российские рыбопромышленники продолжают попытки получить новые возможности для работы на одном из ключевых иностранных рынков — Китае. В дополнение к расширению перечня экспортных водных биоресурсов они хотят облегчить доступ на рынок для новых судов и заводов. Сейчас процесс согласования занимает до полутора лет, из-за чего инвесторы могут терять десятки миллионов долларов потенциальной выручки в год. А из-за пандемии сроки согласования могут дополнительно вырасти.

Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Россельхознадзору рассмотреть на профильной российско-китайской рабочей группе вопрос обновления списков экспортеров водных биоресурсов в КНР. Также служба совместно с МИДом и Минсельхозом должна направить китайской стороне предложение установить сроки и периодичность рассмотрения заявок от экспортеров. Такие поручения есть в протоколе совещания у госпожи Абрамченко, с копией которого ознакомился «Ъ». Вопрос может быть включен в повестку очередного заседания подкомиссии по сельскому хозяйству российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств. Представитель вице-премьера Марта Галичева подтвердила направление поручений.

Это не первая попытка рыбопромышленников расширить доступ на рынок КНР за последнее время. Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья уже попросила внести в перечень разрешенных для экспорта в Китай редкие и высокорентабельные виды, что позволит увеличить продажи на $120 млн в год (см. «Ъ» от 25 сентября).

Новая инициатива исходила от Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ). По словам президента АСРФ Алексея Осинцева, сейчас обновление списка экспортеров занимает до полутора лет. Проблема сохраняется, даже учитывая, что еще в 2019 году Россия и Китай договорились о рассмотрении заявок на обновление в течение 20 дней, добавляет он. Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отмечает, что на Китай приходится около 61% российского рыбного экспорта, в 2019 года объем поставок превысил 1,09 млн на $3,27 млрд. Длительные сроки согласования приводят к значительным финансовым потерям и несут риски для окупаемости инвестиционных проектов, говорит господин Зверев.

Русская рыбопромышленная компания Глеба Франка поставляет в Китай минтай для дальнейшей переработки, но планирует экспортировать филе и фарш после ввода новых супертраулеров, которые строятся по программе инвестиционных квот.

Заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников говорит, что срок включения предприятия или судна в перечень и раньше занимал много времени, а в период пандемии может еще больше затянуться. Как отмечает Герман Зверев, процедура экспорта рыбной продукции в страны ЕС и Корею занимает около трех месяцев, а сроки утверждения «китайских списков» не регламентированы. ВАРПЭ предлагала на межправительственном уровне принять регламент, устанавливающий сроки согласования до двух месяцев.

В пресс-службе МИДа и Минсельхоза перенаправили вопросы «Ъ» в Россельхознадзор. Там пояснили, что в список включены 900 российских рыбоперерабатывающих предприятий и судов. В ведомстве добавили, что заинтересованы, чтобы процесс обновления списков занимал минимум времени. В Минсельхозе КНР получить комментарий не удалось.

Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак говорит, что потенциальные издержки экспортеров в данном случае зависят от объема выпуска продукции. Так, по его оценкам, крупнотоннажный траулер способен производить продукции на $40-45 млн в год, а береговой завод — на $20-25 млн. Герман Зверев уточняет, что в этом году на Дальнем Востоке должны быть введены в эксплуатацию четыре завода общей мощностью около 130 тыс. тонн в год. По оценкам ВАРПЭ, из-за затягивания сроков включения предприятий в «китайские списки» потенциальная упущенная выгода может достигать $180 млн в год.

ЦИТАТА

В связи со снижением спроса со стороны наших основных импортеров (рыбной продукции. — «Ъ»), особенно Китая, экспортные показатели немного просели

— Илья Шестаков, глава Росрыболовства, сентябрь, Fishnews

 

 

Коммерсантъ, Москва

Другие публикации

В сети набирает популярность ролик «Дальневосточного минтая» ко Дню рыбака

В сети набирает популярность ролик «Дальневосточного минтая» ко Дню рыбака

В минувшее воскресенье, 14 июля, в России прошел один из самых народных праздников и главный профессиональный праздник для всех представителей рыбной отрасли России – День рыбака. В честь этого важного события Ассоциация добытчиков минтая в рамках программы «Дальневосточный минтай» выпустила ролик о добыче главного промыслового ресурса страны. За один день его просмотрело около 1 млн россиян.

подробнее
С Днем рыбака!

С Днем рыбака!

Уважаемые Коллеги! Работники и ветераны рыбохозяйственной отрасли!

подробнее
Сенаторы США попросили запретить экомаркировку для российской рыбы

Сенаторы США попросили запретить экомаркировку для российской рыбы

Власти США пытаются добиться запрета для России использовать международный экологический сертификат рыболовства. Рыбаки говорят о давлении на независимую организацию и борьбу за рынок — сертификаты нужны для экспорта в ЕС

подробнее
АДМ предложила механизмы гармонизации таможенного учета со спецификой рыбной отрасли

АДМ предложила механизмы гармонизации таможенного учета со спецификой рыбной отрасли

Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак принял участие в заседании Консультативного совета по взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности при Дальневосточном таможенном управлении, которое прошло в минувший четверг, 20 июня. Он обратил внимание таможенников на неоднозначность правоприменительной практики по расчету таможенных пошлин.

подробнее
В Китае развитие HoReCa обуславливает рост спроса на белую рыбу

В Китае развитие HoReCa обуславливает рост спроса на белую рыбу

Китайские переработчики белой рыбы, а также поставщики пангасиуса и других недорогих видов по все миру наблюдают возросший спрос на данную продукцию в КНР по мере активного развития заведений общественного питания и услуг электронной коммерции. Заместитель генерального директора Yangjiang Xincheng Aquatic Producers Ли Чживэнь отмечает, что потенциал продаж белой рыбы в КНР практически безграничен на фоне роста популярности рыбных ресторанов массового сегмента. Новость для дайджеста зарубежных СМИ "Агроэкспорта" прокомментировал президент АДМ Алексей Буглак.

подробнее
«Дальневосточный минтай» стал лауреатом престижной коммуникационной премии Silver Mercury

«Дальневосточный минтай» стал лауреатом престижной коммуникационной премии Silver Mercury

Бренд «Дальневосточный минтай» получил бронзу в номинациях «Еда и напитки — лучшая стратегия» и «Лучшая интегрированная маркетинговая кампания» юбилейной премии Silver Mercury. Кроме того, команда бренда удостоена награды «За лучшую защиту проекта». XXV фестиваль Silver Mercury проходил в Москве с 29 по 31 мая. К участию в юбилейном сезоне премии было подано 1477 проектов.

подробнее