В Россию в 2022 г. было ввезено всего 158 т продукции из минтая, эти данные «Ведомостям» предоставила Ассоциация добытчиков минтая (АДМ). Это самый низкий показатель с 2014 г. (т. е. с момента начала наблюдений): тогда в страну было импортировано в 126 раз больше – около 20 300 т минтая и сурими (сырье для производства рыбной продукции). По сравнению с 2021 г. импорт минтая упал в 10,7 раза.
Зарубежная продукция из минтая в прошлом году составила в России всего 0,08% от общего объема внутреннего рынка, так что можно говорить о том, что российские компании смогли полностью заменить иностранных игроков, отмечает президент АДМ Алексей Буглак. Он напоминает, что в 2014 г. доля внешних поставок составляла более 13%. По данным ассоциации, в 2022 г. российские рыбопромышленники вывели на внутренний рынок 183 000 т продукции из минтая.
Уровень добычи и переработки минтая действительно значительно увеличился, это и позволило заместить значительную долю импорта, подтвердил представитель Росрыболовства. По данным агентства, это самая массовая по объему добычи рыба в стране. В 2022 г. ее вылов составил 1,9 млн т, тогда как всего российские рыбаки добыли 4,7 млн т рыбы. Отечественные компании смогли произвести 987 000 т мороженого минтая, филе, фарша и сурими, это на 8% больше, чем в 2021 г., по данным АДМ.
Замещению импорта способствовала и стабильная цена на российскую рыбу и рыбную продукцию, считает Буглак. По данным АДМ, в среднем в 2022 г. мороженый минтай стоил 85–90 руб./кг, а к концу года он даже подешевел до 75–80 руб./кг. Цена же на блочное филе держится на уровне 210 руб./кг уже три года, добавляет Буглак.
Российские производители продукции из минтая могут полностью обеспечить внутренний рынок и практическое обнуление импорта – это результат увеличения как прибрежной, так и морской переработки данного вида рыбы, говорит заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников.
С ним соглашается президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев. Но, по его словам, на рынке по-прежнему присутствует импортное филе других видов белой рыбы из стран Азии и Латинской Америки. По данным исследования Defa Group, поставки филе пангасиуса в 2022 г. выросли на 42,3%, а тилапии – на 26,9%.
Но абсолютные цифры компания не приводит. Оба вида не добываются в России, уточняет источник в одной из рыбопромышленных компаний.
Осинцев оценивает импорт всей белой рыбы в 45 000 т и добавляет, что необходимы меры по защите внутреннего рынка от зарубежной продукции. Сделать это, как говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты, можно за счет наращивания поставок на внутренний рынок продукции из минтая, но есть сложности.
Спрос на минтай в России ограничен пищевыми привычками, а также устаревшими стереотипами [потребителей], рассуждает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. По его словам, раньше эта рыба считалась едой для кошек, а не полноценным продуктом. Для увеличения потребления, по его мнению, необходимо стимулировать потребителей «распробовать» минтай. Также необходимо продолжить субсидирование железнодорожных перевозок с Дальнего Востока в европейскую часть России, что позволит сохранить доступность данного вида рыбы для россиян, добавляет эксперт.
Минтай пользуется стабильным спросом, уверяет председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игорь Караваев. Представитель АДМ тоже называет эту рыбу одним из основных продуктов в потребительской корзине жителей страны. По данным ассоциации, ее потребление в 2014–2022 гг. колебалось от 1,8 до 3,4 кг на человека в год.
За счет большого объема добычи минтая на него удается держать сравнительно низкие цены, рассказывает Караваев. По его словам, с учетом кулинарной универсальности у этого вида рыбы очень большой потенциал. Минтай – не самая дорогая белая рыба и она может конкурировать с иными видами высокобелковой пищевой продукции, продолжает Сенников. По его словам, цены у добытчиков и переработчиков практически не растут, а все повышение происходит на уровне торговых сетей и наценки ритейлеров.
Росту потребления российской рыбы может также послужить приоритет отечественной продукции на госзакупках для социального питания, включая школы, считает Осинцев. Именно этот механизм используется для поддержки отрасли во многих странах, соглашается Зверев.