Последнее китайское предубеждение

На пути рыбы встали карантинные меры

Российские рыбопромышленные компании столкнулись с очередной проблемой экспорта в Китай, на который приходится 70% всего объема вывозимой продукции. Власти КНР усилили карантинные меры, что заметно увеличило сроки оформления транспортных рефрижераторов. На судах не может перевозиться корона вирус, так как они до полугода находятся в море, а также проходят обработку, настаивают участники рынка. Теперь им в спешном порядке приходится перераспределить экспорт в Южную Корею.

О резком увеличении сроков оформления в портах КНР прибывающих из России транспортных рефрижераторов с рыбой сообщил источник «Ъ» на рынке. По его словам, сейчас эта процедура занимает более 15 суток, тогда как ранее — до пяти-шести дней. Существование проблемы «Ъ» подтвердил управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. По его словам, сейчас у компании выгрузка доставленного в КНР рефрижератора емкостью 5 тыс. тонн занимает до трех недель. Выгрузка рыбной продукции занимает до трети всего рейсового времени, из-за чего затраты на перевозку уже выросли на 10-15%, отмечает господин Ефремов. С такими же трудностями сталкивается Русская рыбопромышленная компания и УК «Норебо», говорят их представители.

КНР применяет жесткие карантинные меры к прибывающим из-за границы судам: массово тестируются члены экипажей, упаковка рыбопродукции проверяется на наличие следов коронавирусной инфекции, рассказывает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак. Предприятия Дальнего Востока экспортируют рыбу и продукцию в КНР через два порта. Но, продолжает эксперт, порт Циндао сейчас полностью закрыт, так что вся перевалка идет через Далянь. В итоге образуется очередь: так, в середине ноября на рейде в порту в ожидании выгрузки стояли 13 российских судов, которые привезли в КНР более 53 тыс. тонн рыбопродукции. «Если сложности с оформления сохранятся, экспорт может остановиться», — предупреждает один из производителей.

По данным Минсельхоза, на 22 ноября экспорт рыбы из РФ сократился на 4% год к году, до $4,6 млрд, из них 70% приходится на Китай и Южную Корею. При этом еще в сентябре Главное таможенное управление КНР пригрозило полной приостановкой российского экспорта рыбной продукции после обнаружения коронавируса на одной из ввезенных упаковок щупальцев кальмара. Глава Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов добавляет, что с начала пандемии случаи COVID-19 зафиксированы на 19 российских судах. В Росрыболовстве уверены, что при соблюдении рыбопромышленниками РФ всех карантинных рекомендаций экспортная цепочка будет функционировать.

В РРПК заявили «Ъ», что реализуют полный комплекс противовирусных мероприятий на судах.

Сейчас в портах обрабатывается антисептиком вся российская рыбная продукция, говорит Александр Ефремов. При этом он считает эту меру избыточной: «Суда находятся по пять-шесть месяцев в море, что по сути является вынужденной самоизоляцией». По его данным, в экспортируемой из зоны вылова продукции коронавируса китайской стороной обнаружено не было. Глава Ассоциации владельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев признает необходимость выполнения эпидемиологических мер, но предупреждает, что из-за ужесточения требований со стороны КНР страдают и местные переработчики. «Они сегодня нуждаются в сырье, так как не имеют достаточных запасов на складах», — добавил он.

Теперь ряд компаний вынуждены перенаправлять суда с продукцией в Южную Корею, рассказывает Алексей Буглак. Но использование южнокорейских портов в качестве перевалочной базы системно не решает проблему: такая логистика только увеличивает затраты на доставку продукции. По его мнению, проблемы на основных рынках сбыта создают серьезные риски для всего российского экспорта. В АДМ считают, что сейчас назрела потребность в том, чтобы открыть для рыбаков новые рынки, где объем спроса оценивается в $6 млрд. В Росрыболовстве согласны с необходимостью диверсификации потоков, предлагая часть экспортной рыбы направить на береговой рынок, а в качестве альтернативы Китаю отгружать рыбу во Вьетнам.

 

 

 

Коммерсантъ, Москва

Другие публикации

Минтаевую программу поставили в пример на совещании у Президента

Минтаевую программу поставили в пример на совещании у Президента

Поставки минтая на внутренний рынок растут вслед за спросом на него. Активную позицию по продвижению минтая занимают бизнес-ассоциации, торговые сети, общепит. Об этом в ходе совещания Президента России Владимира Путина с членами Правительства сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

подробнее
Дегустации, интересные доклады и новые стратегические партнерства: как АДМ отработала МРФ

Дегустации, интересные доклады и новые стратегические партнерства: как АДМ отработала МРФ

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) традиционно принимала активное участие в подготовке и проведении Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий, завершивших свою работу в минувшую пятницу, 24 октября. На выставке АДМ была представлена дегустационной зоной «Дальневосточного минтая», а в деловой программе – докладами по ключевым вопросам развития рыбного рынка России.

подробнее
Алексей Буглак рассказал о стратегиях продвижения минтая в 2025 году

Алексей Буглак рассказал о стратегиях продвижения минтая в 2025 году

В рыбной отрасли России, где минтай занимает лидирующие позиции по объемам добычи, программа «Дальневосточный минтай» продолжает играть ключевую роль в повышении потребления и укреплении имиджа этой продукции.  На полях Международного рыбопромышленного форума Алексей Буглак, президент Ассоциации добытчиков минтая, рассказал редакции sfera.fm, о планах по продвижению продукции из этой рыбы. 

подробнее
АДМ и профильный институт Даляньского политеха будут вместе работать над повышением потребления минтая в КНР

АДМ и профильный институт Даляньского политеха будут вместе работать над повышением потребления минтая в КНР

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) и Институт пищевых технологий Даляньского политехнического университета заключили меморандум о сотрудничестве с целью совместной работы по расширению спроса на продукты из минтая в Китае. Подписи на документах поставили руководитель Программы по продвижению икры минтая на рынок Китая АДМ Елена Борисенко и декан Института У. Хайтао.

подробнее
Прототипы новых продуктов из российской икры минтая представят на крупнейшей рыбной выставке Азии

Прототипы новых продуктов из российской икры минтая представят на крупнейшей рыбной выставке Азии

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) представит на крупневшей в Азии выставке морепродуктов China Fisheries&Seafood прототипы новых продуктов на основе российской икры минтая для китайского внутреннего рынка. Они разработаны ведущими технологами КНР в рамках запущенной АДМ программы создания нового нишевого рынка для российских рыбаков объемом не менее 5 тыс. тонн в год.

подробнее