Последнее китайское предубеждение

На пути рыбы встали карантинные меры

Российские рыбопромышленные компании столкнулись с очередной проблемой экспорта в Китай, на который приходится 70% всего объема вывозимой продукции. Власти КНР усилили карантинные меры, что заметно увеличило сроки оформления транспортных рефрижераторов. На судах не может перевозиться корона вирус, так как они до полугода находятся в море, а также проходят обработку, настаивают участники рынка. Теперь им в спешном порядке приходится перераспределить экспорт в Южную Корею.

О резком увеличении сроков оформления в портах КНР прибывающих из России транспортных рефрижераторов с рыбой сообщил источник «Ъ» на рынке. По его словам, сейчас эта процедура занимает более 15 суток, тогда как ранее — до пяти-шести дней. Существование проблемы «Ъ» подтвердил управляющий ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. По его словам, сейчас у компании выгрузка доставленного в КНР рефрижератора емкостью 5 тыс. тонн занимает до трех недель. Выгрузка рыбной продукции занимает до трети всего рейсового времени, из-за чего затраты на перевозку уже выросли на 10-15%, отмечает господин Ефремов. С такими же трудностями сталкивается Русская рыбопромышленная компания и УК «Норебо», говорят их представители.

КНР применяет жесткие карантинные меры к прибывающим из-за границы судам: массово тестируются члены экипажей, упаковка рыбопродукции проверяется на наличие следов коронавирусной инфекции, рассказывает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак. Предприятия Дальнего Востока экспортируют рыбу и продукцию в КНР через два порта. Но, продолжает эксперт, порт Циндао сейчас полностью закрыт, так что вся перевалка идет через Далянь. В итоге образуется очередь: так, в середине ноября на рейде в порту в ожидании выгрузки стояли 13 российских судов, которые привезли в КНР более 53 тыс. тонн рыбопродукции. «Если сложности с оформления сохранятся, экспорт может остановиться», — предупреждает один из производителей.

По данным Минсельхоза, на 22 ноября экспорт рыбы из РФ сократился на 4% год к году, до $4,6 млрд, из них 70% приходится на Китай и Южную Корею. При этом еще в сентябре Главное таможенное управление КНР пригрозило полной приостановкой российского экспорта рыбной продукции после обнаружения коронавируса на одной из ввезенных упаковок щупальцев кальмара. Глава Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Георгий Мартынов добавляет, что с начала пандемии случаи COVID-19 зафиксированы на 19 российских судах. В Росрыболовстве уверены, что при соблюдении рыбопромышленниками РФ всех карантинных рекомендаций экспортная цепочка будет функционировать.

В РРПК заявили «Ъ», что реализуют полный комплекс противовирусных мероприятий на судах.

Сейчас в портах обрабатывается антисептиком вся российская рыбная продукция, говорит Александр Ефремов. При этом он считает эту меру избыточной: «Суда находятся по пять-шесть месяцев в море, что по сути является вынужденной самоизоляцией». По его данным, в экспортируемой из зоны вылова продукции коронавируса китайской стороной обнаружено не было. Глава Ассоциации владельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев признает необходимость выполнения эпидемиологических мер, но предупреждает, что из-за ужесточения требований со стороны КНР страдают и местные переработчики. «Они сегодня нуждаются в сырье, так как не имеют достаточных запасов на складах», — добавил он.

Теперь ряд компаний вынуждены перенаправлять суда с продукцией в Южную Корею, рассказывает Алексей Буглак. Но использование южнокорейских портов в качестве перевалочной базы системно не решает проблему: такая логистика только увеличивает затраты на доставку продукции. По его мнению, проблемы на основных рынках сбыта создают серьезные риски для всего российского экспорта. В АДМ считают, что сейчас назрела потребность в том, чтобы открыть для рыбаков новые рынки, где объем спроса оценивается в $6 млрд. В Росрыболовстве согласны с необходимостью диверсификации потоков, предлагая часть экспортной рыбы направить на береговой рынок, а в качестве альтернативы Китаю отгружать рыбу во Вьетнам.

 

 

 

Коммерсантъ, Москва

Другие публикации

Губернатор Камчатки принял участие в мастер-классе по приготовлению супа из «Дальневосточного минтая»

Губернатор Камчатки принял участие в мастер-классе по приготовлению супа из «Дальневосточного минтая»

Гости камчатского фестиваля «Снежный путь» смогли попробовать суп из минтая, приготовленный известным шеф-поваром, телеведущим Василием Емельяненко при участии губернатора Камчатского края Владимира Солодова. Необычный мастер-класс организовала Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) в рамках программы популяризации главного промыслового ресурса России – «Дальневосточного минтая».

подробнее
За пять лет поставки российской минтаевой продукции на внутренний рынок выросли в 1,5 раза

За пять лет поставки российской минтаевой продукции на внутренний рынок выросли в 1,5 раза

За пять лет объем поставок отечественной минтаевой продукции на внутренний вырос на 52%, достигнув по итогам 2023 года 193 тыс. тонн или 12,2% от общего потребления рыбопродукции в России. При этом доля внутреннего рынка в вылове достигла 21% против 15% в 2019 году. Такие данные содержаться в ежегодном обзоре Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) о ситуации на российском рыбном рынке.

подробнее
Кейс «Дальневосточного минтая» изучили на экспертной панели в рамках выставки-форума «Россия»

Кейс «Дальневосточного минтая» изучили на экспертной панели в рамках выставки-форума «Россия»

Популяризация рыбы в России стала одной из тем Дня сельского хозяйства на международной выставке-форуме «Россия» 9 февраля. Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак в ходе профильной дискуссии рассказал об опыте запуска первой в стране программы продвижения «рыбного» бренда – «Дальневосточный минтай».

подробнее
За четыре месяца о «Дальневосточном минтае» узнали 50 млн россиян

За четыре месяца о «Дальневосточном минтае» узнали 50 млн россиян

Ассоциация добытчиков минтая (АДМ) подвела итоги промежуточного этапа первой в стране программы по продвижению категорийного «рыбного» бренда – «Дальневосточный минтай». С сентября 2023 года по конец января 2024 года «по-новому открыли» для себя минтай около 50 млн россиян. Этому предшествовала большая работа по созданию визуальной концепции бренда, имиджевых материалов, запуску сайта и соцсетей проекта и привлечению известных в стране блогеров.

подробнее
Российские минтайщики завершили 2023 год рекордом по вылову

Российские минтайщики завершили 2023 год рекордом по вылову

По данным Ассоциации добытчиком минтая (АДМ), общий вылов минтая в 2023 году достиг 1,96 млн тонн, на 3% превысив к показатель 2022 года. Этот результат стал рекордным за минувшие 25 лет. Совокупный объем производства продукции из минтая вырос на 7,4%, до 1088 тыс. тонн.

подробнее
ТАСС: ситуация в Красном море может снизить рентабельность рыбаков при поставках в ЕС

ТАСС: ситуация в Красном море может снизить рентабельность рыбаков при поставках в ЕС

Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак отметил, что происходящее вынудило операторов контейнерных сервисов менять маршрут в обход африканского региона, что увеличило расстояние и время доставки

подробнее