Импорт рыбопродукции в Россию: мифы и реальность

Интересные данные о российском рыбном рынке подготовила Федеральная таможенная служба. Наводят на размышления. Прежде всего, замечу расхождение между отчётными данными Росрыболовства и цифрами таможенников. Росрыболовство сообщает о том, что импорт рыбопродукции в Россию в 2011 году составил 917 тысяч тонн, а в официальной справке ФТС, подписанной начальником Управления таможенной статистики и анализа В.А.Тереховым, другие данные – 800 304,5 тонны.

С 1 января 2009 года вступила в силу законодательная норма об обязательной доставке уловов водных биоресурсов на таможенную территорию Российской Федерации. Поэтому корректная база для сравнения динамики экспорта – это именно 2009 год (по данным ФТС экспорт рыбопродукции в 2008 году составлял 202 тысячи тонн, а в 2009 год он вдруг увеличился в пять раз – до 1 019 тысяч тонн). Специалисты и эксперты прекрасно понимают, что никакого взрывного увеличения экспорта в 2009 году не произошло, просто прежде отсутствовала законодательная норма, обязывающая рыбаков производить таможенное оформление только в российских портах. Для чистоты расчётов будем основывать наши сравнения на показателях 2009-го года – иначе запутаемся в лукавых цифрах.

Итак, с 2009 года экспорт рыбопродукции из России увеличился с 1 млн. тонн до 1,4 млн. тонн (на 40%), а выручка от экспортных поставок за этот же период возросла с 1,7 млрд. долларов до 2,4 млрд. долларов (на те же самые 40%). Импорт рыбопродукции в Россию оценивается примерно в ту же цифру – 2,3 млрд. долларов. Такое совпадение наводит на простой как рыболовный крючок вывод – Россия способна сама прокормить себя рыбой. Нужно только одно – перенаправить экспортные поставки рыбопродукции на внутренний рынок. На первый взгляд, всё понятно: вывозим рыбу с низкой степенью обработки и задёшево, а ввозим рыбу с высокой степенью обработки и задорого. Так ли всё просто? Материалы ФТС позволяют понять: какую рыбу предпочитают россияне и за что они готовы платить.

Почти треть денежного оборота рыбного импорта приходится на долю свежей и охлаждённой рыбы (форель и сёмга). Обратите внимание: 128 тысяч тонн импортной рыбопродукции – это всего 16% физического объёма ввозимой рыбопродукции, но почти треть денежного объёма (730 млн. долларов). Идём дальше. Вторая по прибыльности группа импортной рыбопродукции – это креветки. 58 тысяч тонн креветок – это всего 7% импортных потоков, если считать в тоннах, и почти 12% — если считать в долларах (270 млн. долларов). И, наконец, третья по прибыльности группа – рыбное филе. Ввоз 125 тысяч тонн рыбного филе (15% физического объёма импорта) сгенерировал денежную выручку в 333 млн. долларов (15% денежного оборота).

Поглядим повнимательнее на рыбное филе. Откуда оно? Структура импортных поставок филе такова: 26% — из Китая (30 тысяч тонн филе тилапии, хека и минтая), 26% — из Норвегии (30 тысяч тонн филе сельди), 20% — из Вьетнама (27 тысяч тонн филе пангасиуса), 9% — из Исландии (11 тыс. тонн филе сельди). На четыре перечисленные страны приходится свыше 80% поставок импортного филе. Причём половина этого количества – филе атлантической сельди (которую не добывают в дальневосточных морях), а другая половина – пангасиус и тилапия, производство которых дотируется государством. Импорт филе минтая в 2011 году не превышал 12 тысяч тонн – меньше 10% всего ввезённого в Россию рыбного филе. Вот так потребитель оценивает рыночный потолок минтаевой продукции. Невысоко оценивает, прямо скажем. Пока, по крайней мере.

Вопреки расхожим утверждениям 56% российского рыбного импорта – это мороженная рыба. Вот так! Не продукция с высокой добавленной стоимостью, а именно мороженная рыба. В 2011 году ввезли почти 450 тысяч тонн на сумму свыше 820 млн. долларов. Что это за рыба? Можно её заменить российской рыбой? Мороженная рыба импортного происхождения – это главным образом сельдь, скумбрия, сардины и лосось (310 тысяч тонн). Это излюбленное сырьё для многих рыбоперерабатывающих предприятий в европейской части страны. Им необходимо именно такое сырье по двум причинам. Во-первых, потребители любят жирную сельдь, любят консервы из скумбрии и сардин, любят лосось. Во-вторых, экономика российских рыбопереработчиков очень хрупкая: любые перепады цен, любые сбои в логистике, любое превышение технологических отходов больно бьют по кошельку. Считают каждую копейку, поэтому мавританская скумбрия, норвежская сельдь и датские сардины рентабельнее.

Давайте сравним усреднённую цену мороженной рыбы, которую Россия ввозит, с усреднённой ценой мороженной рыбы, которую Россия экспортирует, и используем для этого весовые коэффициенты. Дело в том, что атлантическая сельдь и охотоморская сельдь, минтай и скумбрия, горбуша и форель стоят неодинаково. Поэтому важно измерить долю каждого водного биоресурса в общем объёме экспорта/импорта и увязать их с мировыми ценами на соответствующий водный биоресурс. Выполнив такую исследовательскую процедуру, мы обнаруживаем, что усреднённая стоимость одной тонны российской экспортной мороженной рыбы примерно на 10% дешевле усреднённой стоимости одной тонны импортной мороженной рыбы. Дешевле! Почему же переработчики её не покупают? Потому что переработчикам надо прибавить к этой цене стоимость доставки сырья из Владивостока в то же Подмосковье. К тому же многие рыбодобывающие предприятия применяют ЕСХН, а налоги – вещь упрямая: если в одном месте убыло – значит в другом месте прибудет. Если продавец применяет ЕСХН, то покупатель вынужден платить их не из дохода, а из прибыли.

Что же получается? 80% российского рыбного импорта (если измерять в деньгах) – это охлаждённая сёмга и форель, креветки, мороженные атлантическая сельдь, скумбрия, сардины. То есть такие виды водных биоресурсов, которые в России не добываются (или не выращиваются) или добываются (и выращиваются) в недостаточных для удовлетворения внутреннего спроса объёмах. Именно внутренний рынок диктует и видовой состав рыбопродукции, и типы переработки, пользующиеся наибольшим спросом на рынке. Вот и получается, что вывозят из России и ввозят в Россию РАЗНУЮ рыбопродукцию. Разную и по видовому происхождению, и по уровню переработки. Если говорить о видовом происхождении, то импорт восполняет недостаточное внутреннее производство сёмги, форели, креветок, сельди и скумбрии. Если говорить об уровне переработки, то импорт восполняет недостаточное внутреннее производство охлаждённой рыбопродукции и рыбного филе.

 

Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев

Другие публикации

Алексей Буглак: сезон «А» минтаевой путины 2024 года завершился пятнадцатилетним рекордом

Алексей Буглак: сезон «А» минтаевой путины 2024 года завершился пятнадцатилетним рекордом

Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков 25 апреля провел во Владивостоке заседание Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета. С докладом об итогах охотоморской путины сезона «А» выступил президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак. Он рассказал, что суммарный объем вылова минтая впервые за последние 15 лет превысил 1 млн тонн.

подробнее
В России завершился самый масштабный промысловый сезон: рыбаки добыли свыше 1 млн. тонн минтая

В России завершился самый масштабный промысловый сезон: рыбаки добыли свыше 1 млн. тонн минтая

9 апреля в 17:00 мск в Охотском море завершился сезон «А» минтаевой путины – самый масштабный промысловый сезон России. По предварительным данным, вылов минтая в Охотском море за 100 дней путины превысил 830 тыс. тонн, что на 3,2% превышает аналогичный показатель прошлого года. Суммарный вылов минтая во всех районах Дальневосточного бассейна превысил 1,05 млн. тонн, увеличившись на 8,6% к прошлому году.

подробнее
Президент АДМ выступил с докладом на Коллегии Росрыболовства

Президент АДМ выступил с докладом на Коллегии Росрыболовства

Результаты работы рыбной отрасли в 2023 году обсудили на расширенном заседании Коллегии Росрыболовства, которое состоялось в Москве 3 апреля. С докладом о взаимодействии Росрыболовства с отраслевыми объединениями рыбохозяйственного комплекса и актуальных вопросах на текущий год выступил президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.

подробнее
ВНИРО и АДМ завершают работу по мониторингу промысла в рамках самой масштабной путины в России

ВНИРО и АДМ завершают работу по мониторингу промысла в рамках самой масштабной путины в России

В Охотском море завершаются работы по мониторингу промысла минтая и сельди в рамках сезона «А» Охотоморской минтаевой путины. Их проводили специалисты дальневосточных институтов ВНИРО в рамках сотрудничества с Ассоциацией добытчиков минтая. Общее число научных наблюдателей на судах-членов в АДМ в рамках самого масштабного промыслового сезона России достигло 20 человек.

подробнее
В России растет спрос на «Дальневосточный минтай»

В России растет спрос на «Дальневосточный минтай»

Минтай становится все более востребованным в России: за первый квартал 2024 года российские рыбаки увеличили объем поставок до более чем 100 тыс. тонн — это на 36% больше аналогичного показателя 2023 года. Росту потребления способствует реализация программы продвижения первого в стране категорийного «рыбного» бренда - «Дальневосточный минтай». Об этом рассказал президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак в ходе пресс-конференции, посвященной старту нового сезона гастрономического фестиваля минтая «О!Мега Вкус 2024».

подробнее
В России вылов минтая к 25 марта вырос на 6,5%

В России вылов минтая к 25 марта вырос на 6,5%

МОСКВА, 29 марта. /ТАСС/. Российские рыбаки к 25 марта 2024 года добыли 920 тыс. тонн минтая, что на 6,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом заявил президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак на пресс-конференции в ТАСС.

подробнее